Interested Article - Росселлино, Антонио

Антонио Росселлино , настоящее имя: Антонио ди Маттео Гамберелли ( итал. Antonio di Matteo Gamberelli, detto Antonio Rossellino ; 1427, Сеттиньяно — 1478, Флоренция ) — итальянский скульптор и архитектор периода кватроченто эпохи итальянского Возрождения флорентийской школы , младший брат архитектора и скульптора Бернардо Росселлино (1409—1464) .

Биография

Портрет Антонио Росселлино. Гравюра резцом на меди Дж. Б. Чекки. 1769

Антонио Гамберелли происходил из семьи потомственных каменотёсов, скульпторов и архитекторов. Родился в местечке Сеттиньяно, горном селении недалеко от реки Арно и долины с видом на Флоренцию. В семье Маттео ди Доменико дель Борра, владельца каменных карьеров, было пять сыновей и все учились у отца на каменщиков.

Семейная фамилия происходит от местности недалеко от Сеттиньяно, называемой Гамберайя (Gamberaia). Прозвание «Росселлино» ( итал. Rossellino — «Рыженький») Антонио, как и его старший брат, возможно, получил из-за цвета волос либо за то, что в детстве оба брата были учениками скульптора Нанни ди Бартоло , ученика Донателло, известного как «Иль Россо» ( итал. il Rosso — «Рыжий») . Прозвище «Росселлино», вскоре распространившееся на всех братьев, не встречается в документах пятнадцатого века, вероятно, оно появилось позднее .

Помимо старшего брата на творчество Антонио повлияли наиболее выдающиеся мастера того времени во Флоренции : Донателло , Микелоццо , Лоренцо Гиберти , Лука делла Роббиа . Антонио Росселлино работал во Флоренции , Эмполи , Фаэнце , Венеции , Неаполе .

Основное произведение Антонио — проект капеллы кардинала Португальского в церкви Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции (1461—1467). Скульптуры надгробия, вероятно, созданы Бернардо Росселлини, хотя доли участия братьев до настоящего времени в точности неясны. Важно, что братья в итоге создали новый тип ренессансного надгробия. Вся композиция помещена в углубление — аркосолий — боковой стены капеллы, искусно обрамлённый имитацией завесы; две фигуры ангелов и путти также оформляют саркофаг , как и тондо Мадонны с Младенцем в верхней части композиции , демонстрирующей органичное взаимодействие, архитектуры и скульптуры.

Для скульптурных произведений Антонио Росселлино характерна композиционная свобода, любовь к тонким живописным приёмам в моделировании одежд и лиц. Он также работал в терракоте , выгодно используя её цвет, в отдельных случаях дополняя раскраской. В Ферраре Антонио Росселлино выполнил памятник Лоренцо Роверелла в базилике «Святого Георгия за стенами» (Basilica di San Giorgio fuori le mura). В Неаполе создал гробницу Марии Арагонской (по образцу Капеллы кардинала Португальского) и композицию «Рождество» в Капелле Пикколомини в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди (1475—1490). Статуя Святого Себастьяна (Эмполи) считается одним из лучших изображений обнажённого мужского тела в скульптуре XV века .

Галерея

Примечания

  1. Antonio Rossellino // (англ.)
  2. Antonio Rossellino // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  4. Finelli L. L’umanesimo giovane: Bernardo Rossellino a Roma e a Pienza. — Roma, 1984
  5. GAMBERELLI, Antonio, detto Antonio Rossellino. Carlo La Bella — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 52 (1999) — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 52 (1999) от 17 марта 2023 на Wayback Machine

Литература

  • Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. — Энциклопедия: В 3 т.. — М. : Белый город, 2006.
  • Полевой В.М. . — Сов. энциклопедия, 1986.
Источник —

Same as Росселлино, Антонио