Рише, Шарль
- 1 year ago
- 0
- 0
Шарль де Тольнай ( Charles de Tolnay , 27 мая 1899, Будапешт — 17 января 1981, Флоренция ) — венгерский историк искусства. По определению Э. Панофского был «одним из самых блестящих историков искусства своего времени» .
Уроженец Будапешта, Кароли фон Толнаи был сыном чиновника венгерской администрации. В 1918 году начал изучать историю искусств и археологию, сначала в Берлинском университете имени Гумбольдта , а затем в Университете Гёте во Франкфурте-на-Майне . В 1921—1922 годах путешествовал по старинным городам Бельгии. Посетил Брюссель, Антверпен, Лувен, Гент, Брюгге и Льеж. В 1923 году отправился в Париж, Лиссабон, затем в Италию: в Турин, Милан и Венецию. Посетив Флоренцию и Рим, Тольнай был поражён могучим дарованием Микеланджело Буонарроти .
Тольнай продолжил изучать историю искусств в Венском университете , слушал лекции Юлиуса фон Шлоссера и Макса Дворжака . Докторская диссертация Тольная была посвящена творчеству Иеронима Босха .
С 1928 года Шарль де Тольнай преподавал историю искусства в Университете Гамбурга . Там он познакомился и подружился с Эрвином Панофским. В Гамбурге защитил докторскую диссертацию о творчестве Микеланджело (1929). Затем переехал в Рим. В 1934—1939 годах преподавал в Сорбонне , в Париже, где и стал писать своё имя на французский лад: Шарль де Тольнай. В 1939 году, спасаясь от нацизма, эмигрировал в США. В 1945 году получил американское гражданство и в течение нескольких лет работал в Принстоне (Нью-Джерси), в Институте перспективных исследований (Institute for Advanced Study, IAS). С 1953 года Тольнай — профессор истории искусств Колумбийского университета . В 1965 году вышел в отставку, уехал во Флоренцию и стал директором «Дома Буонарроти» (Casa Buonarroti) — дома-музея великого художника итальянского Возрождения .
Шарль де Тольнай — автор фундаментальных исследований о фламандской живописи, в частности о творчестве Иеронима Босха, Яна Ван Эйка , загадочного Флемальского мастера (Робера Кампена), Хуго Ван дер Гуса и Питера Пауля Рубенса , а также о живописи Рембрандта и Яна Вермера . С 1943 года его внимание было сосредоточено на личности Микеланджело, что привело к 5-томному исследованию, которое было названо «самым грандиозным, наиболее полным исследованием о Микеланджело нашего времени»
Также важны его работы о дворе Матиаша Корвина , короля Венгрии и Хорватии, и исследования творчества Бичи ди Лоренцо, Мазаччо , Филиппо Липпи , Доменико Гирландайо , Рафаэля , Леонардо да Винчи , Тинторетто , Диего Веласкеса , Николя Пуссена , Антуана Ватто и многих других. По словам Эрвина Панофского, работы Тольная «отличаются редким сочетанием конструктивного научного воображения и тщательного осознания … Благодаря своей необычайной энергии Тольнай значительно продвинул наши знания о Босхе, Брейгеле и особенно о Микеланджело».