Interested Article - Список произведений Леонардо да Винчи
- 2021-07-21
- 1
Список произведений Леонардо да Винчи включает все его известные произведения, сохранившиеся в музеях мира (за исключением рисунков), а также приписываемые ему работы, признаваемые такими достаточным количеством учёных. Также перечислены картины, ранее атрибутируемые ему, однако ныне считающиеся работой других мастеров, в том случае, если информация о его авторстве была достаточно распространена. В список включены картины, фрески, кодексы, несколько самых известных рисунков (получивших личное имя). Также перечислены несохранившиеся произведения Леонардо, о которых известно из письменных источников и копий последователей.
Датировка произведений дана согласно информации на официальных сайтах музеев, где они экспонируются (поскольку мнение ученых в различных авторских каталогах может достаточно сильно варьироваться).
Картины
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
«
Благовещение
»
(Annunciazione) |
1472—5 | Уффици , Флоренция (Италия) | Дерево, масло. 98 × 217 см |
Считается самой ранней из уцелевших работ Леонардо да Винчи.
До 1869 года традиционно атрибутировалась кисти Верроккио . |
|
«
Крещение
»
(Battesimo di Cristo) |
1472—5 | Уффици, Флоренция (Италия) | Дерево, масло. 177 × 151 см |
Картина написана Верроккьо при участии его ученика Леонардо да Винчи.
Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. |
|
«
Мадонна с гвоздикой
»
(Madonna del Garofano) |
1478 |
Старая Пинакотека
,
Мюнхен (Германия) |
Дерево, масло. 42 × 67 см | Написана во время пребывания Леонардо в мастерской Верроккьо, кисти которого короткое время приписывалась. Найдена в 1889 году, тогда же атрибутирована Леонардо. | |
«
Портрет Джиневры де Бенчи
»
(Ginevra de Benci) |
ок. 1474—6 |
Национальная галерея искусства
,
Вашингтон (США) |
Дерево, масло.
38,8 × 36,7 см |
Атрибутируется Леонардо с 1866 года. | |
«Мадонна Бенуа
»
или
«Мадонна с цветком»
(Madonna Benois) |
1478—80 |
Эрмитаж
,
Санкт-Петербург (Россия) |
Холст (переведена с дерева), масло.
48 × 31,5 см |
Атрибуция была подтверждена в 1908 году. | |
«Мадонна Литта
»
(Madonna Litta) |
1490—1 |
Эрмитаж
,
Санкт-Петербург (Россия) |
Холст
( переведена с дерева ), темпера. 42 × 33 см |
Предполагается соавторство с одним из учеников. Возможно — Больтраффио , которому атрибутируют фигуру Младенца. | |
«
Мадонна в скалах
»
(Vergine delle Rocce) |
1483—6 |
Лувр,
Париж (Франция) |
Дерево, переведённое на холст, масло.
199 × 122 |
||
«
Мадонна в скалах
»
(Vergine delle Rocce) |
около 1491—2 и 1506—8 |
Национальная галерея,
Лондон (Великобритания) |
Дерево, масло.
189,5 × 120 |
На 8 см меньше луврской версии.
Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Предисы. Боковые створки с изображением музицирующих ангелов (там же) написаны Джованни Антонио ди Предисом и помощником Леонардо да Винчи, предположительно ; сам Леонардо, вероятно, принимал участие в разработке этих створок. |
|
«
Портрет музыканта
»
(Ritratto di musico) |
1490—2 |
Пинакотека Амброзиана
,
Милан (Италия) |
Дерево, масло.
44,7 x 32 |
Авторство Леонардо да Винчи оспаривается редко, хотя и существует предположение, что автором портрета является не Леонардо, а Антонелло да Мессина . | |
«
Дама с горностаем
»
(Dama con l’ermellino |
1489—90 |
Музей Чарторыйских
, Краков
(Польша) |
Дерево, масло.
54 × 40 |
||
«
Прекрасная Ферроньера
»
( La belle ferronnière) |
1490—6/1495—7 |
Лувр,
Париж (Франция) |
Дерево, масло.
62 × 44 |
||
«
Богоматерь с Младенцем и святой Анной
»
(Sant’Anna, la Vergine e il Bambino con l’agnellino) |
1508—10 |
Лувр,
Париж (Франция) |
Дерево, масло.
168 × 112 |
||
«
Мона Лиза
»
или «Джоконда» (Mona Lisa, La Gioconda, La Joconde) |
1503—1519 |
Лувр,
Париж (Франция) |
Дерево, масло.
76,8 × 53 |
||
«
Иоанн Креститель
»
(San Giovanni Battista) |
1514—6 |
Лувр,
Париж (Франция) |
Дерево, масло.
57 × 69 |
Незавершенные картины и эскизы
В данный раздел включены лишь рисунки, выполненные на твердой основе (дерево или холст).
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
«
Поклонение волхвов
»
(Adorazione dei Magi) |
1481 |
Уффици,
Флоренция (Италия) |
Дерево, масло.
246 × 243 см |
Осталась незаконченной из-за отъезда Леонардо в Милан в 1482 году. | |
«
Святой Иероним
»
(San Girolamo) |
1480—2 |
Ватиканская пинакотека
,
Ватикан |
Дерево, масло. 103 × 75 см |
Осталась незаконченной из-за отъезда Леонардо в Милан в 1482 году.
Картина была сильно обрезана и распилена на две части, из которых нижняя могла служить крышкой ларя. Кардинал Феш по преданию нашёл нижнюю часть картины в лавке, где она служила столешницей. |
|
«
Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем
»
(The Burlington House Cartoon) |
около 1499—1500;
или около 1506—8 |
Национальная галерея,
Лондон (Великобритания) |
Мел, уголь, бумага, закрепленная на холсте,
141,5 × 104,6 |
Подготовительный «картон» для неосуществленной картины. Состоит из 8 листов бумаги, позже закрепленных на холсте. | |
«
»
( La Scapigliata) |
Около 1508 |
,
Парма (Италия) |
Масло, дерево.
24,7 × 21 |
Осталась незаконченной. |
Картины со спорной атрибуцией
В раздел включены картины, авторство которых ставится под сомнение рядом признанных экспертов, однако признается другими учеными.
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
«Благовещение»
(Annunciazione) |
1475—8 |
Лувр,
Париж (Франция) |
Дерево, темпера.
16 х 60 |
Приписывается
Лоренцо ди Креди
или Леонардо да Винчи, на сайте Лувра обе фамилии стоят под вопросом.
Является частью пределлы алтаря Мадонна ди Пьяцца дель Дуомо в Пистойе, происходящей из мастерской Верроккьо. Другие части алтаря приписываются Креди и Перуджино . Атрибуция основывается на рисунке женской головы. |
|
«Товия и ангел» | 1470—1480 |
Национальная галерея,
Лондон |
Дерево, темпера.
84 х 66 см |
Автором картины считается «мастерская Андреа Верроккьо». Некоторые ученые предполагают, что кисти Леонардо принадлежит некий фрагмент картины, возможно рыба или собачка. Мазки в этих фрагментах сделаны левшой. | |
«
Мадонна Баклю
»
(The Buccleuch Madonna) |
Частная коллекция
герцога Баклю
,
экспонируется в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург (Великобритания) |
Дерево, масло.
<48,9 × 36,8 см |
Кандидат на то, чтобы быть оригиналом известной из письменных источников «
Мадонны с веретеном
».
Однако данная картина не считается целиком выполненной Леонардо, многими учеными атрибутируется его школе, но с участием мастера. |
||
«
Мадонна Лансдаун
»
(The Lansdowne Madonna) |
Частная коллекция,
Нью-Йорк (США) |
Холст
( переведена с дерева ), масло |
Кандидат на то, чтобы быть оригиналом известной из письменных источников «Мадонны с веретеном».
Однако данная картина не считается целиком выполненной Леонардо, многими учеными атрибутируется его школе, но с участием мастера. |
||
« Спаситель мира » | Около 1499 |
Лувр Абу-Даби
,
Абу-Даби , ОАЭ |
Дерево, масло.
66 × 47 |
В большинстве современных каталогов приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно. Фигурирует как работа Леонардо с 2011 года, авторство многими учеными оспаривается. |
Картины с отведённой атрибуцией
Перечислены картины, ранее приписывавшиеся кисти Леонардо да Винчи на протяжении долгого времени значительным количеством экспертов.
Новый автор | Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Школа Леонардо да Винчи | «Поклонение младенцу с двумя ангелами» | около 1473—8 | Детройтский институт искусств, Детройт (США) | Темпера, дерево. 46,9 × 60,3 |
Незавершенная картина (незакончена фигура Мадонны и Младенец).
Куплена в Италии в 1957 году. По одной из версий, картина была начата Верроккьо, а потом работу над ней продолжили его ученики, в том числе молодой Леонардо. В 1994 году было выдвинуто предположение, что она целиком была написана Верроккьо, в том же году атрибуция была отведена, и картина приписана анонимному ученику. Затем картину приписывали Амброджо ди Предису и другим мастерам эпохи. |
|
Лоренцо ди Креди |
«
»
или «Мадонна с гранатом» (Madonna Dreyfus; Madonna della melagrana ) |
1475—80 |
Национальная галерея искусств,
Вашингтон (США) |
Дерево, масло.
16.5 х 13.4 |
Атрибутируется Леонардо да Винчи (тогда датой становится ок. 1469, что делает работу его первой сохранившейся картиной) или же кисти
Лоренцо ди Креди
(как и указано на сайте музея).
Имеет большое сходство с «Мадонной с гвоздикой». |
|
Школа Леонардо да Винчи | « Вакх » | около 1510—1515 |
Лувр,
Париж (Франция) |
177 × 115 |
Картины с непризнанной атрибуцией
То, что эти картины принадлежат кисти Леонардо да Винчи, считают, как правило, лишь только их владельцы.
Фрески
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
«
Тайная вечеря
»
(Ultima Cena) |
1494-8 |
Санта-Мария-делле-Грацие
,
Милан (Италия) |
460 x 880 | Сохранность плохая. | |
Портреты герцогов Миланских с детьми
(Ritratti dei duchi di Milano con i figli) |
1497 |
Трапезная бывшего монастыря
Санта-Мария-делле-Грацие , Милан (Италия) |
темпера и масло,
90 см шириной |
Упоминаются у Вазари и в других источниках. Атрибуция кисти Леонардо да Винчи подтверждена новейшими исследованиями. Сохранность плохая, в том числе и из-за бомбардировки 1943 года. Фигуры членов семейства Сфорца были написаны художниками как часть более крупной фрески «Распятие» кисти . |
|
Роспись потолка в Дощатом зале в Замке Сфорца
(Intrecci vegetali con frutti e monocromi di radici e rocce, Sala delle Asse) |
1498 |
,
Кастелло Сфорцеско , Милан (Италия) |
темпера на штукатурке |
Упоминается в письменных источниках.
Участки обнаружены в конце XIX века, в течение следующего столетия производилась реставрация. |
Графика
Кодексы
В разделе перечислены наиболее известные рукописи Леонардо да Винчи .
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Кодекс Арундела
(Codex Arundel) |
1478-1518 |
Британская библиотека, Лондон
,
(Великобритания) British Library, Arundel, 263 |
283 страницы | ||
Атлантический кодекс
(Codex Atlanticus) |
1478-1518 |
Амброзианская библиотека,
Милан (Италия) |
1 119
страницы |
||
Виндзорский кодекс | 1478-1518 | Виндзорский замок (Великобритания) | 600 страниц | ||
Кодекс Тривульцио
(Codex Trivulzianus) |
1478-1490 |
Замок Сфорца
, Милан
(Италия) |
55 страниц | ||
Кодекс Эшбернхэма
(Codex Ashburnham ) |
1489-1492 |
Институт Франции
,
Париж (Франция) |
44 страницы | ||
1492-1516 |
Институт Франции
,
Париж (Франция) |
964 страницы | |||
(Codex Forster ) |
1493-1505 |
Музей Виктории и Альберта
,
Лондон (Великобритания) |
300 страниц | ||
(Codex Madrid ) |
1503-1505 | Национальная библиотека, Мадрид (Испания) | 349 страниц | ||
Лестерский кодекс
(Codex Leicester ) |
1504-1506 | Частная коллекция Билла Гейтса | 36 страниц | ||
Кодекс о полете птиц
(Codice sul volo degli uccelli) |
1505 |
,
Турин (Италия) |
17 страниц | ||
Об игре в шахматы
( De Ludo Schacorum) |
около 1500 | Палаццо Коронини, Гориция , Италия | Книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли. Часть иллюстраций к трактату атрибутируются Леонардо, ему же приписывается и часть представленных там шахматных задач |
Литературные сочинения
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Трактат о живописи
,
Урбинский кодекс (Codex Urbinas, Trattato della pittura) |
Ватиканская апостольская библиотека
( Codex Urbinas Latinus 1270 ) |
Оригинальной рукописи Леонардо да Винчи не существует.
Сборник записей, который был создан учеником художника Франческо Мельци в качестве полноценного литературного произведения в 1651 году. |
Рисунки
Перечислить все рисунки Леонардо да Винчи не представляется возможным, поэтому в раздел включены его особо прославленные работы в этой технике (включая рисунки со спорной атрибуцией).
Илл. | Название | Год | Музей | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
«
Витрувианский человек
»
( Homo vitruvianus) |
1490 |
Галерея Академии
,
Венеция (Италия) |
Бумага, перо, чернила, акварель.
34,3 × 24,5 |
||
« Туринский автопортрет » | после 1512 |
Королевская библиотека
,
(Италия) |
Бумага, сангина.
33,3 × 21,6 |
Рисунок был атрибутирован как работа Леонардо да Винчи в XIX веке. Однако и авторство, и идентификация как автопортрет ставится под вопрос достаточно большим количеством ученых. | |
«
Женский портрет в профиль
»
,
или « Прекрасная принцесса» (La bella principessa) |
около 1495? |
Частная коллекция,
Канада (?) |
Пергамент, чернила, цветной мел. 33 × 22 |
Рисунок впервые всплыл в 1998 году как работа немецкого художника XIX века. Атрибутируется руке да Винчи с конца 2000-х годов, однако многими специалистами это утверждение ставится под сомнение.
Мошенник Шон Гринхолш утверждает, что явился автором подделки. |
Утраченные произведения
Перечислены известные по письменным источникам работы Леонардо да Винчи в самых различных техниках.
Илл. | Название | Год | Данные | Примечание |
---|---|---|---|---|
« » | Дерево, масло или темпера (?) | Известна по описанию Вазари. Одна из самых первых работ Леонардо. Была написана им на деревянном щите. | ||
(рисунок Рубенса) |
« Битва при Ангиари» | 1503-6 | Фреска | Находилась на стене зала Большого совета (Салона пятисот) Палаццо делла Сеньория ( Флоренция) . Из-за экспериментов художника сразу начала осыпаться и портиться, осталась незавершенной. В 1555—1572 годах во время реконструкции зала произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано». |
(подготовительный рисунок Леонардо да Винчи) |
«Мадонна с веретеном»
(Madonna dei Fusi, Madonna dell’Aspo) |
ок. 1501 | Две версии этой картины (см. выше) претендуют на то, чтобы быть подлинником, однако уровень обеих говорит о том, что все это, видимо, копии. | |
(копия Франческо Мельци) |
« Леда и лебедь » | Около 1508 (?) | Сохранилось несколько рисунков Леонардо, а также многочисленные копии учеников. | |
(версия Марко д’Оджоно) |
« Лобзание святых Младенцев» | Сохранились подготовительные рисунки и множество копий маслом учеников и последователей. | ||
(подготовительый рисунок Леонардо да Винчи) |
Конный памятник Франческо Сфорца | Статуя | Существовал при жизни Леонардо лишь в виде глиняной модели, которая была уничтожена французами в 1499 году. |
Ссылки
- : Находки "неизвестных работ Леонардо да Винчи в 2010-2019 годах.
Примечания
- (англ.) . Uffizi.com. Дата обращения: 3 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- (итал.) . Uffizi.com. Дата обращения: 3 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- (нем.) . www.pinakothek.de. Дата обращения: 4 декабря 2017. 1 декабря 2017 года.
- . www.nga.gov. Дата обращения: 4 декабря 2017. 14 августа 2019 года.
- . hermitagemuseum.org. Дата обращения: 4 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- . hermitagemuseum.org. Дата обращения: 4 декабря 2017. 3 декабря 2017 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2017. 4 декабря 2017 года.
- (англ.) . www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения: 3 декабря 2017. 14 декабря 2017 года.
- (англ.) . www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения: 3 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- (англ.) . www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения: 3 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- (англ.) . www.ambrosiana.eu. Дата обращения: 3 декабря 2017. Архивировано из 6 декабря 2017 года.
- . из оригинала 18 ноября 2017 . Дата обращения: 3 декабря 2017 .
- . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2017. 26 ноября 2017 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2017. 6 сентября 2015 года.
- . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
- (англ.) . www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения: 3 декабря 2017. 4 мая 2012 года.
- . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
- (англ.) . www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения: 19 декабря 2017. 3 декабря 2017 года.
- ↑ (англ.) . www.dia.org. Дата обращения: 3 декабря 2017. 4 декабря 2017 года.
- . www.nga.gov. Дата обращения: 11 декабря 2017. 11 декабря 2017 года.
- ↑ . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения: 4 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
- . www.leonardodigitale.com. Дата обращения: 30 ноября 2017. 27 января 2014 года.
- (итал.) . www.museoscienza.org. Дата обращения: 30 ноября 2017. Архивировано из 12 мая 2016 года.
- . www.bl.uk. Дата обращения: 30 ноября 2017. 30 июля 2018 года.
- . digi.vatlib.it. Дата обращения: 29 ноября 2017.
- 2021-07-21
- 1