Interested Article - Три философа
- 2020-03-27
- 1
«Три философа» – картина Джорджоне 1505–1509 годов, одна из последних работ мастера, законченная за год до его смерти. В настоящее время хранится в Музее истории искусств ( Вена ). Написана по заказу венецианского купца Тадео Контарини, увлекавшегося алхимией и оккультизмом. Работу над картиной завершил Себастьяно дель Пьомбо .
На картине изображены три философа разных возрастов – юноша, мужчина средних лет и старик. Нынешнее название взято из «Записок» Маркантонио Микьеля , видевшего картину в одном из венецианских домов . Три персонажа олицетворяют древнегреческую философию (старик), арабскую (взрослый мужчина) и философию Возрождения (юноша на фоне природного ландшафта). На заднем плане видна деревня, вдали – горы с некоей синей областью, значение которой неизвестно. Юноша изучает пещеру, изображённую в левой части картины, с помощью измерительного инструмента. Традиционная трактовка картины, согласно которой она изображает трёх волхвов у Пещеры Рождества , к концу XIX века большинством учёных признана несостоятельной .
Интерпретации картины Джорджоне различны. Наиболее распространённым является объяснение картины, как аллегории передачи знаний древнегреческой философии через арабские переводы итальянскому Возрождению . Старик в этом случае может представлять Платона или Аристотеля , араб – Авиценну , Ибн Рушда или другого учёного Золотого века ислама , юноша – науку Возрождения, уходящую корнями в прошлое и вглядывающуюся в темноту пещеры, хранящей неизвестные секреты, которая в свою очередь может символизировать концепцию Платоновой пещеры .
Имеются и другие гипотезы относительно персонажей. Одни видели в них Эвандра с Паллантом , показывающих Энею будущее место Рима , другие – царя Соломона , Хирама Великого и Хирама Абиффа .
Поза юноши имеет форму прямоугольного треугольника , что может служить отсылкой к теореме Пифагора . В этом случае персонажи справа могут изображать Ферекида и Фалеса , учителей Пифагора . По другой версии старый философ изображает Аристарха Самосского .
Прочие гипотезы предлагают интерпретации персонажей в качестве трёх стадий человеческой жизни (юность, зрелость, старость), либо трёх эпох европейской цивилизации ( античность , средние века , Возрождение), либо трёх авраамических религий ( иудаизм , ислам , христианство ), либо некоторое сочетание указанных концепций.
На листе в руках старого философа различимо слово «затмение» и астрономическая диаграмма. Великое соединение Юпитера и Сатурна 1503 года и солнечное затмение в том же году считались признаками надвигающегося пришествия Антихриста , что позволило выдвинуть гипотезу об апокалиптической тематике картины .
Примечания
- Marcantonio Michiel, Notizie d’opere di disegno
- Settis S.,(1990), Giorgione's Tempest: Interpreting the Hidden Subject ,University Of Chicago Press
- . lesmaterialistes.com. Дата обращения: 21 июля 2016. 13 мая 2019 года.
- G. C. Williamson, ed.,(1903), The Anonimo. Notes on Pictures and Works of Art in Italy Made by an Anonymous Writer in the Sixteenth Century , London: George Bell and Sons,c. 102
- by Neil K. MacLennan and Ross S. Kilpatrick, King Solomon & the Temple Builders: A Biblical Reading of Giorgione`s Painting "The Three Philosophers" от 24 октября 2018 на Wayback Machine
- 2 декабря 2013 года.
- Keim F., Die Entdeckung der Jupitermonde 105 Jahre vor Galileo Galilei , 2009, Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag.
- Gentili A., Giorgione , Giunti Editore, 1999
- 2020-03-27
- 1