ANNA News
- 1 year ago
- 0
- 0
Anna selbdritt , Анна втроём ( итал. Anna Metterza, Sant'Anna Metterza — «Святая Анна усевшаяся, расположившаяся» , англ. Ann mettercia , фр. Anne trinitaire — «Анна втроём», или «Анна — сама третья») — иконографический тип изображения святой Анны с её дочерью Девой Марией и внуком Иисусом Христом . Эта иконография сформировалась в позднее средневековье в связи с ростом популярности культа святой Анны, и особенно была распространена в XV веке в Италии и Германии .
В канонических Евангелиях святая Анна не упоминается, однако о ней рассказывается в самом древнем апокрифическом источнике — Первоевангелии (ок. 130 г.), автором которого считается апостол Иаков . Первоевангелие является своего рода предисловием к каноническим текстам и содержит в том числе историю Марии и её родителей Иоакима и Анны .
Христианский культ святой Анны, матери Марии и бабушки Иисуса Христа, в Византии известен с IV века. В средневековой латыни существовал термин «меттерца», вошедший в итальянский язык (мetterza) и имеющий соответствие в немецком (selbdritt). Он обозначал, что Святая Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса .
Самое раннее живописное свидетельство почитания матери Девы Марии — фрески в римской церкви Санта Мария Антиква , датируемые VIII веком. Распространённый иконографический тип изображения младенца Иисуса с матерью и бабушкой, сложившийся в эпоху раннего западноевропейского средневековья, предписывал представлять Марию сидящей на коленях матери и держащей на своих коленях Сына. Монументальные композиции обыкновенно были строго фронтальными и отличались статичностью и иератичностью. Эта же тема известна в средневековой скульптуре .
В начале XVI века иконографический тип «Анна втроём» приобретает бо́льшую динамичность (« Мадонна с младенцем и святой Анной » Дюрера , « Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом » Леонардо да Винчи ). Отношения святых персонажей художники стали выражать направлением взглядов, жестами и улыбками . Характерная черта таких композиций — невыраженность возраста персонажей. Мать Иисуса и его бабушка изображаются молодыми девами . Схожая иконография получила распространение в средневековом искусстве стран Северной Европы: немецкой скульптуре, книжных миниатюрах Франции, алтарных картинах и гравюрах Северного Возрождения в так называемых «горизонтальных оплакиваниях» ( лат. Pietas Horizontalis ), где показано мёртвое тело Христа, распростёртое на коленях у Матери. В скульптуре такие композиции появились в 1390—1410-х годах в Праге, Зальцбурге, Вроцлаве, а затем получили распространение в разных областях Италии, где работали немецкие мастера. Они имеют своеобразное название «Образы вечéри», или «Веспербильд» ( нем. Vesperbilder . Богоматерь в подобных композициях традиционно изображали совсем молодой, почти девочкой .
Это обстоятельство связано ещё с одним апокрифическим сказанием о том, что святость персонажей послужила причиной сохранения их вечной молодости. Этой темой был увлечён молодой Микеланджело, создавая свою знаменитую ватиканскую Пьету (1499). Контраст образов молодой Девы и взрослого Сына у Неё на коленях создаёт особенное духовное напряжение и трогательное, просветлённо-созерцательное настроение. Согласно идеям мистического христианства, усвоенного итальянской иконографией, «Божественная воля поддерживала цвет и свежесть молодости у невинной Девы» на протяжении всей Её жизни, чуждой всякого греха .
В эпоху Реформации изображения святой Анны, как персонажа, не упоминающегося в канонических Евангелиях, становились жертвами иконоборцев , в течение XVI столетия, вероятно, было уничтожено значительное число подобных произведений .
В древнерусском искусстве существует довольно редкий тип композиции «Женская Троица», где вместо младенца Иисуса изображается кукла, с которой играет девочка, будущая Богородица .
В 1508—1510 годах выдающийся художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи написал картину на тему «Анна втроём», в которой Мария изображена сидящей на коленях у своей матери Анны, удерживая младенца Иисуса. Из « Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих » Дж. Вазари известно, что работа на тему «Анна втроём» была заказана в качестве верхнего запрестольного образа для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции .
Таинственной личностью Леонардо да Винчи и некоторыми странностями его творчества занимались не только историки искусства , но и психологи. Классик психоанализа Зигмунд Фрейд посвятил творчеству художника и, в частности, его картине «Анна втроём», небольшую работу " Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи ( нем. Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci , 1910), в русском переводе: «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» и «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве». Известна также работа Фрейда, опубликованная на русском языке и ставшая классикой психологии искусства «Леонардо да Винчи» (1912).
Согласно интерпретации Фрейда, картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» отражает детские воспоминания Леонардо о матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён, как считает исследователь, между тремя и пятью годами. В этот период Леонардо воспитывался в семье отца, Пьеро да Винчи, который женился на богатой и знатной донне Альбиере, убедившись, что супруга не может иметь детей, решил забрать сына к себе. По мнению Фрейда, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника — родную и мачеху, причём Анна, являющаяся «проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда , Иоанн Креститель и персонажи других полотен Леонардо (Фрейд видит в этом характерном выражении лица сохранившееся в памяти Леонардо воспоминание о материнской улыбке. В складках одежд святой Анны Фрейд усматривает очертания коршуна , фигурирующего в детском воспоминании Леонардо, которое тот описал в своём дневнике: «Когда я ещё лежал в колыбели, слетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и несколько раз этим хвостом ударил меня по губам». Это воспоминание Фрейд связывает с подсознательными воспоминаниями о сосании материнской груди . В одном из текстов Гораполлона Фрейд нашёл упоминание о том, что коршуны, будучи однополыми существами, «зачинают от ветра». Если Леонардо также был знаком с этим источником, то он мог подсознательно связать эти слова с фактом своего незаконного рождения. Фрейд развивает эту концепцию как часть своих исследований проблемы сублимации половых инстинктов, в частности, продуктивности Леонардо как учёного и художника, а также его предполагаемой гомосексуальной ориентации .
Фрейд видел цепь ассоциаций во сне мальчика: от материнской груди к птичьему хвосту и пенису. Исследование женской природы и анатомии матери, которое считалось запретным, сублимировалось жаждой исследований явлений природы, анатомии человека и изобретением различных механизмов.
В отношении картины со Святой Анной Фрейд выдвинул тезис о том, что картина содержит историю детства Леонардо. Фигура отца отсутствует. Леонардо воспитывался двумя матерями, его биологической женой и молодой женой его дедушки, в чей дом он был принят, когда ему было шесть лет. Этим же объясняется и сходство черт двух изображенных женщин, почти не различающихся по возрасту. Обе загадочные улыбки пробуждают в живописце память о матери его ранних детских лет .