Переход Суворова через Альпы (картина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Переход через Красное море ( итал. Passaggio del Mar Rosso ) — одна из фресок Сикстинской капеллы , написанная в период 1480 — 1482 гг. Касательно авторства историки расходятся, приписывая его Доменико Гирландайо или Козимо Росселли или Бьяджо д'Антонио .
27 октября 1480 года группа флорентийских художников прибыла в Рим, куда они были приглашены для участия в проекте по примирению между Лоренцо де Медичи , фактическим правителем Флорентийской республики и папой Сикстом IV . Весной 1481 года флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле, вместе с Пьетро Перуджино , который начал работу ранее.
Темой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа , как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом , а так же преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап .
Фреска является частью цикла Истории Моисея , на ней запечатлены несколько фрагментов из его жизнеописания, расположена на южной стене капеллы, слева от алтаря.
Начало повествования находится справа на заднем плане, Моисей и Аарон просят фараона отпустить евреев из рабства. На переднем плане справа египетские солдаты, одетые и вооружённые типично для Италии эпохи Возрождения, тонут в водах Красного ( Чермного ) моря, сомкнувшихся после прохода евреев, проведённых Моисеем. Колонна над водой в центре символизирует облачный столп, посланный Яхве , чтобы устрашить египтян.
В центре сверху изображена буря, насланная Богом в наказание египтянам. Пробивающиеся лучи солнца и радуга слева служат символами грядущего освобождения евреев из египетского рабства. Подобные метеорологические метафоры не были редкостью для итальянской живописи XV века: в качестве примера можно привести росписи Фра Анжелико в Линайольской дарохранительнице или «Святой Георгий с драконом» Паоло Уччелло .
Слева запечатлены евреи, уже пересекшие море под водительством Моисея, облачённого в жёлтые и зелёные одежды. Их процессия продолжается на заднем плане и исчезает в глубинах пейзажа. Рядом с Моисеем изображена его сестра, пророчица Мириам , играющая на струнном инструменте. В нижнем левом углу изображена небольшая собачка — натуралистическая деталь, напоминающая о росписях Гоццоли в Капелле волхвов .