Призвание Моисея (фреска Боттичелли)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Искушение Христа» ( итал. Tentaciones de Cristo ) — фреска работы Сандро Боттичелли , написанная в период 1480 — 1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле , Ватикан .
27 октября 1480 года Боттичелли, вместе с другими флорентийскими художниками, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли , приехал в Рим, куда они были приглашены для участия в проекте по примирению между Лоренцо де Медичи , фактическим правителем Флорентийской республики , и папой Сикстом IV . Весной 1481 года флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле вместе с Пьетро Перуджино , который начал работу ранее.
Темой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа , как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом , а так же преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима ) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап .
Боттичелли, при участии множества помощников, украсил стены капеллы тремя фресками. 17 февраля 1482 года его контракт был пересмотрен для продолжения работ по росписи капеллы. Однако, 20 февраля умер его отец и Боттичелли вернулся во Флоренцию.
На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия , напротив расположена фреска « Призвание Моисея » так же работы Боттичелли, своего рода параллель из Ветхого завета. Надпись на фризе, увенчивающем фреску, гласит: TEMPTATIO IESU CHRISTI LATORIS EVANGELICAE LEGIS (Искушение Христа, несущего евангельский закон).
Само искушение Христа запечатлено в трёх сценах в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол Пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, изображённого в виде , чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему.
На переднем плане юноша, , приходит к верховному жрецу Храма, дабы заявить о своём очищении . В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило . Две женщины подносят другие ингредиенты для ритуала — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был исцелен через воскресение . Таким образом, провозглашается возможность и для человечества духовно очиститься и обрести спасение.
Некоторые из фигур переднего плана представляют собой портреты современников автора, в частности кардинал Пьетро Риарио , а также кардинал Джулиано делла Ровере, известный впоследствии как папа Юлий II .