Период
в музыке — форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершённая кадансом. Является наибольшей синтаксической и наименьшей композиторской единицей в музыке. Период несёт
экспозиционную
музыкальную
функцию
.
Роль в форме
Период может быть как
частью
более крупной музыкальной
формы
, так и являться
формой
самостоятельного музыкального произведения.
Схематическое обозначение
Для схематического обозначения периода используется запись, в которой дли́ны всех предложений записываются через "+". Например, период из 2 предложений, каждое из которых состоит из 4 тактов, можно записать следующим образом: 4+4.
Размеры периода
От микроскопических (2+2) до грандиозных (
например
, скерцо Шопена h moll – 60+60)
Классификация
По тональному строению
-
Однотональный,
-
модулирующий — оканчивающийся в новой
тональности
(чаще всего модуляция происходит в тональность I степени родства),
-
модуляционный — содержащий
отклонение
в новую
тональность
.
По замкнутости
-
Замкнутый — заканчивается на
тонике
,
-
разомкнутый — заканчивается не на
тонике
(чаще всего на
доминанте
).
По степени расчленения
-
Расчлененного строения,
-
слитного строения.
По тематизму
-
Повторного строения,
-
неповторного строения.
По структуре
-
Из 2 предложений
;
-
Квадратный
— число
тактов
в периоде = 2
n
(чаще всего 4, 8, 16), предложения равновеликие.
Пример
– начальный период 2-я части
сонаты
№ 10
Бетховена
(4+4);
-
Неквадратный
— число тактов ≠ 2
n
;
-
Органически неквадратный
— предложения равновеликие (n+n), и период не подходит под определение квадратного.
Примеры
: начальный период Largo e mesto
сонаты
для
фортепиано
№ 7
Бетховена
;
опера Жизнь за царя
, песня Вани "Как мать убили" (7+7);
-
Из неравновеликих предложений;
-
С усечённым
(уменьшенным)
вторым предложением
(встречается достаточно редко).
Пример
– Бетховен,
соната
№ 7, 2-я часть;
-
С расширенным вторым предложением
(встречается чаще); чаще всего расширение достигается за счёт прерванного или неполного каданса, а «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже.
Пример
– Чайковский, Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано (16+20);
-
Из 3 предложений
(вопрос о квадратности не ставится).
Пример
– начальные периоды 1-х частей
сонат
№ 5, № 6, № 27
Бетховена
;
-
Из 4 предложений
(
"сложный"
, или
"двойной"
) — состоит из 2 больших предложений, каждое из которых в свою очередь состоит ещё из 2 предложений. Третье и четвёртое предложение практически полностью совпадают с первым и вторым соответственно, но четвёртое заканчивается другой каденцией (не такой, какой закончилось второе). Общий вид сложного периода — a + b1 + a + b2;
-
Слитного строения
(
"единый"
) — период, который не делится на предложения, состоит из одного неделимого предложения.
Пример
– скерцо из
сонаты
№ 6
Бетховена
;
-
Период-предложение
— чаще всего возникает в сонатной форме; первое предложение – главная партия, а квазивторое предложение, повторное по тематизму, уже является связующей партией.
Пример
– начальный период 1-й части
сонаты
для
фортепиано
№ 1
Бетховена
.
По повторенности
-
Неповторенный,
-
Повторенный
— предполагается точный или варьированный повтор основных структурных единиц периода.
Принципиальная разница между повторенным и "сложным" периодом в том, что при повторении у последнего меняется каденция (или каденции), а у повторенного – нет.
По симметрии (в гармоническом плане)
-
Симметричный (например, 1-е предложение – T-D, а 2-е – D-T),
-
несимметричный.
Дополнение к периоду
У периода может быть
дополнение
— после полного совершенного
каданса
вводятся один или несколько дополнительных
кадансов
.
Вокальный период
Вокальный период имеет ряд характерных особенностей:
-
склонность к
разомкнутости
(остановке на
доминанте
),
-
бо́льшая
свобода
в тематической
повторности
(порой повторность может быть лишь ритмическая),
-
часто состоит из
непродолжительных
синтаксических единиц (т. е. деление не на предложения, а на фразы, мотивы или попевки),
-
между синтаксическими единицами периода могут быть
отыгрыши
и проигрыши.
Период с чертами других форм
Период может обладать чертами других
музыкальных форм
.
Период из 3 предложений. 1-е и 3-е предложение сходны, а 2-е – развивающее или контрастное, напоминающее "середину" в простой трёхчастной форме.
Пример
– Прокофьев, концерт для фортепиано с оркестром № 1, 2-я часть, тема вариаций.
Период, напоминающий экспозицию сонатной формы
1-е предложение – в духе главной партии, 2-е предложение – в духе побочной, а 3-е – заключительной.
Пример
– соната Бетховена № 27.
Период с чертами сонатной формы без
разработки
Период из 2 или 4 предложений, в котором возникают "сонатные рифмы":
1-е предложение состоит из 2 разделов,
1-й
из которых опирается на
тоническую функцию
(напоминает главную партию в экспозиции), а
2-й
– на
доминантовую
(напоминает побочную партию в экспозиции);
2-е предложение также состоит из 2 разделов,
каждый
из которых опирается на
тоническую функцию
(главная и побочная партии в репризе соответственно).
Общая
схема
– T-D + T-T или (T+D) + (T+T)
Пример
– Ноктюрн Шопена № 19.
Период с чертами
рондо
Чаще всего состоит не из предложений, а из фраз и мотивов, которые строятся по принципу рондообразности: чередования
рефрена
и эпизодов.
Общая
схема
– A+B+A1+B1+A2 (количество может варьироваться)
Пример
– Бетховен, соната № 21, 3-я часть, рефрен (A+B+A1+B1+A2).
Период с чертами
вариации
Под категорию попадают вочти все повторенные периоды.
Пример
– Шопен, ноктюрн № 2
Примечания
-
И. В. Способин.
(неопр.)
. corpuscul.net. Дата обращения: 13 июня 2010.
20 февраля 2012 года.