Interested Article - Енох (сын Каина)

Ено́х , Ханох , Энох , ( ивр. חנוך ‎, хано́х ; греч. Ένώχ ) — библейский ветхозаветный персонаж из Книги Бытия , сын Каина . Став отцом Ирада , продолжил «нечестивый» род Каина. Его именем был назван первый на свете город ( Быт. ), построенный Каином в земле Нод , к востоку от Эдема (согласно толкованиям — в Месопотамии ).

Имя «Енох» связано с западносемитским корнем со значением «вводить», «начинать» ; связь имени с основанием первого города служит основой для толкования имени как «основатель» .

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою» , имя её не называется. Cогласно Книге Юбилеев (ок. II века до н. э.), Еноха родила Каину дочь Евы .

Иоанн Златоуст считает матерью Еноха дочь Адама и Евы . Иоанн считает для Каина вполне естественным стремиться к размножению .

Феодорит Кирский отмечает, что Бог позволил Каину жениться на сестре, чтобы его потомство, будучи близкими родственниками друг другу, жило между собой в согласии .

Митрополит Филарет обращает внимание на противоречие между отчаянием Каина и его заботой о продолжении рода. Филарет иллюстрирует этим положение грешника, который, «стоя на краю бездны, всё ещё думает о своих удовольствиях» .

А. П. Лопухин предполагает, что Каин женился ещё до убийства Авеля , поскольку ему вряд ли удалось бы заключить брак, будучи братоубийцей. Имя Еноха Лопухин толкует как «освятитель, начинатель, обновитель» и связывает как с первенством в роду, так и с основанием города — началом нового периода в жизни общества .

Основание города

В средневековом сочинении Сефер га-Яшар имя города ( ивр. חנוך ‎, хано́х ), истолковывается как связанное с тем, что Господь снял с Каина проклятие вечного скитания , роль Еноха в искуплении Каина рассматривают и другие авторы.

Существуют толкования, по которым город не был назван Каином в честь Еноха, а построен самим Енохом.

Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов» .

Ефрем Сирин считает, что земля Нуд называлась так из-за сотрясений, которым она подвергалась при пребывании на ней Каина, и сменой названия Каин хотел стереть память об этом .

Филарет полагает, что город представлял собой просто ограждённое селение и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами. Он замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации .

Названный именем Еноха город упоминается в текст Библии лишь один раз, его дальнейшая история неизвестна.

Дальнейшая жизнь и потомство

О дальнейшей жизни «первого горожанина» известно мало; имя его жены в масоретском тексте Библии отсутствует.

У Еноха родился сын Ирад . От Ирада родился Мехиаэль ( Малелеил ), за ним Мафусал ( Метушаэль ), а от Мафусала ( Метушелах ) — Ламех ( Быт. ).

По самаритянской традиции, похоронен на горе Айбаль .

По трактовке Айзека Азимова , сюжет о Каине и его потомстве появился независимо от сюжета об Адам и Еве, и обе истории были соединены позднее. В перечислении родословной От Каина к Еноху и далее, Азимов видит параллель с шумерскими царскими списками, таким образом Енох может быть одним из царей Шумера .

Родословная

В искусстве

Енох ( Энох ) фигурирует в байроновской мистерии «Каин»; его мать названа Адой, это имя Байрон взял в качестве одного из первых женских имен, упомянутых в Книге Бытия , позаимствовав у жены Ламеха .

Енох упоминается в стихотворении Виктора Гюго «Совесть» ( La Conscience , 1859):

Енох сказал: «Он должен быть забором для башни,
Таким страшным, что никто не может приблизиться к ней.
Давайте строить город с крепостью,
Давайте строить город, и мы будем укрыты».

Скульптурная группа «Каин неприкаянный» Густава Вигеланда : главный герой изображён с семьёй.

Примечания

  1. : [ 24 ноября 2022 ] // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 679. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
  2. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 462-468. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  3. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
  6. (Юб. 4:9), , абзац 2
  7. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия. — от 19 июня 2010 на Wayback Machine .
  8. Блж. Феодорит . Изъяснение трудных мест Божественного Писания. — М. , 2003. — С. 39.
  9. Св. Филарет . Толкование на книгу Бытия. — М. , 2004. — С. 166—167.
  10. от 27 апреля 2018 на Wayback Machine .
  11. Св. Ефрем . от 2 мая 2008 на Wayback Machine .
  12. Азимов А. // В начале. — М. : Издательство политической литературы, 1989. — С. 228—231, 234, 237.
  13. Дж. Г. Байрон . [lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron4_4.txt Каин].
Источник —

Same as Енох (сын Каина)