Interested Article - Гольциус, Хендрик

Хендрик Гольциус ( нидерл. Hendrick Goltzius , январь или февраль 1558 , Брюгген, Северный Рейн-Вестфалия , или Лимбург 1 января 1617 , Харлем ) — выдающийся художник нидерландского маньеризма , живописец, рисовальщик и гравёр , мастер резцовой гравюры на меди, один из основателей харлемской Академии художеств .

Биография

Гольциус родился в Голландии, недалеко от Венло, в маленькой деревне Миллебрехт (Брахт), ныне муниципалитет Брюгген, земля Северный Рейн-Вестфалия, в семье немецкого происхождения. Его настоящая фамилия Гольц (Goltz), в дальнейшем, следуя моде, он прибавил к ней латинское окончание. Его семья переехала в Дуйсбург , близ Дюссельдорфа , когда будущему художнику было 3 года. Ребёнком Хендрик упал на горящие угли и изуродовал себе правую руку. Впоследствии художник сделал несколько графических этюдов своей покалеченной руки .

Первые познания в рисунке и живописи на стекле мальчик приобрел у отца, мастера- витражиста , позднее — у Ламберта Ломбарда . В 1575 году отец определил Хендрика в ученики к философу, теологу и художнику-гравёру Дирку Волькертсену Коорнгерту , работавшему в Ксантене (Рейнская область), чтобы сын научился гравировальному мастерству. Коорнгерт вернулся в свой бывший дом в Харлеме в Голландии в начале 1577 года, в том же году за ним последовал Гольциус . В течение следующих нескольких лет Гольциус гравировал по рисункам и картинам других художников для Коорнгерта и антверпенских издателей вместе с гравёром Филиппом Галле , также учеником Коорнгерта.

Х. Гольциус. Рисунок правой руки. Музей Тейлора , Харлем

В 1579 году, в возрасте 21 года, Хендрик женился на богатой вдове, намного старше его. Этот «неравный брак» дал художнику экономическую самостоятельность. Он стал достаточно богат, чтобы купить дом и открыть собственную гравировальную мастерскую, а через два года нанял двух учеников. Гольциус, по-видимому, сам начал издавать гравюры в 1580 году.

Примерно в 1584 году Гольциус встретил художника (и его будущего биографа) Карела ван Мандера , беженца из Фландрии. Ван Мандер работал в Италии и Австрии и был знаком с многими художниками и направлениями в искусстве. Он познакомил Гольциуса с рисунками фламандского художника Бартоломеуса Спрангера (Шпрангера) , с 1580 года работавшего в Праге для императора Священной Римской империи Рудольфа II . Работы этого художника оказали значительное влияние на творчество Гольциуса.

В 1587 году (в некоторых источниках называется 1583 или 1600 год) Гольциус вместе с Корнелисом Харлемским и Карелом ван Мандером основал в Харлеме Академию художеств , или, как её позднее стали называть, Харлемскую академию маньеристов.

С конца 1580-х годов Гольциус страдал от депрессии и чахотки. Его семейная жизнь не удалась и в 1590 году он сбежал от жены и, несмотря на свои болезни, отправился в Италию. Через Гамбург и Мюнхен он поехал в Венецию, Болонью и Флоренцию. В январе 1591 года прибыл в Рим , где он пробыл восемь месяцев (кроме краткого пребывания в Неаполе) .

Часть путешествия он совершил пешком, выдавая себя за простолюдина, «отчасти для того, чтоб свободнее прислушиваться к суждениям о себе самом, отчасти из любви к мистификациям» . В Риме он открыл для себя творчество Рафаэля , но особенно был впечатлён творениями Микеланджело Буонарроти и Джамболоньи . Он изучал искусство всех периодов: от классической скульптуры до мастеров эпохи Возрождения . Гольциус привез в Харлем большую коллекцию рисунков, которые использовал всю оставшуюся жизнь. Например, известны три его гравюры с изображениями классических статуй, в частности, Геркулеса Фарнезе .

Он вернулся в Харлем в августе 1591 года и проработал в этом городе до самой смерти. К 1616 году его здоровье ухудшилось, и 1 января следующего года он умер в возрасте 58 лет.

Творчество

Более всего Хендрик Гольциус известен как виртуозный мастер резцовой гравюры на меди. Гравюры Гольциуса впечатляют высоким уровнем техники штриха, качеством моделировки объёмов и «чувством формы», воспринятым у итальянских художников. Однако в сравнении с техникой и формальным блеском заметна некоторая вторичность и выхолощенность содержания, свойственные многим художникам-маньеристам .

В год в печатной мастерской выпускали десятки гравюр на меди по рисункам Гольциуса, многие выгравированы им самим. Гольциус также начал создавать гравюры на дереве. Например, «Геракл, убивающий Какуса» (1588), выполненный в манере кьяроскуро .

Шедеврами графики признаны награвированные Гольциусом миниатюрные портреты современников, шесть гравюр из серии «Жизнь Девы Марии» (1593—1594), одна из которых выполнена в стиле Альбрехта Дюрера , другая в стиле Лукаса ван Лейдена и четыре в манерах других художников. Ван Мандер в «Книге о художниках» отмечал, что Гольциус стремился подготовить как можно больше гравюр к продаже на Франкфуртской книжной ярмарке весной 1594 года. К концу XVI века он создал около трехсот десяти гравюр по собственным рисункам и еще семьдесят по оригиналам других авторов. Гольциус также создал большое количество рисунков, задуманных как самостоятельные произведения искусства, в дополнение к работам, служащим основой для гравюр. Его рисунки, выполненные пером и чернилами, мелом или серебряным штифтом на пергаменте, бумаге или холсте, приобретали коллекционеры по всей Европе. Всего сохранилось около пятисот рисунков.

Гольциус довел до высочайшего уровня приём «выпуклой линии» ( нидерл. zwellende lijn ), при котором в зависимости от силы нажима на резец модулируют толщину штриха, выявляющего на оттиске объёмную форму. Он также был изобретателем техники «точка и ромб» ( нидерл. stip en ruit ), когда, в ромбовидное пространство, образуемое перекрещивающимися штрихами, наносят точки, усложняющие игру тона. Только один гравёр-издатель Хольштейн заказал Гольциусу 388 гравюр известных картин, от других печатников он получил заказ на гравирование еще 574 произведений. Около 1600 года Гольциус, продолжая рисовать, перестал создавать гравюры и сосредоточился на живописи. Он передал издание гравюр своему пасынку Матаму. Гольциусу приписывают около пятидесяти сохранившихся картин.

В семье Гольциусов, кроме Хендрика, были и другие художники. Среди них гравёр Якоб Гольциус Первый (1535—1609), брат Хендрика: Якоб Гольциус Второй (1574—1630), гравёр и живописец; гравёр и нумизмат Хубрехт Гольциус (1526—1583).

Во второй половине 1580-х годов в мастерской Гольциуса работали помощники и ученики, в том числе его пасынок Матам, Якоб (Жак) де Гейн Второй, Ян Питерс Санредам Старший, Питер де Йоде Старший , Иоганн Лисс .

Галерея

См. также

Примечания

  1. — 2016.
  2. Mayor Н. Prints and People. — Metropolitan Museum of Art. — Princeton, 1971. — Р. 418. — ISBN 0-691-00326-2
  3. Hendrick Goltzius. FAMSF Search the Collections. 21 September 2018. — Retrieved 12 January 2021. — URL: от 5 февраля 2021 на Wayback Machine
  4. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  5. ЭСБЕ/Гольциус, Генрик. — URL:
  6. Власов В. Г. . Гольциус, Хендрик // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 257

Литература

  • Hendrick Goltzius (1558—1617): drawings, prints and paintings. Zwolle: Waanders; Amsterdam: Rijksmuseum; New York: Metropolitan Museum of Art; Toledo (Ohio): Museum of Art, 2003
  • Петрушевский Ф. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. IX. — С. 144.

Ссылки

Источник —

Same as Гольциус, Хендрик