Кумарасамбхава
- 1 year ago
- 0
- 0
Санат Кумара , или Санаткумара , или Санат-кумара , или Сананкумара (англ. Sanat Kumara, Lord Sunat Kumara, в переводе с санкср. Sanat-kumâra — «вечно юный», пали Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra) — великий мудрец , один из четырёх детей Брахмы , божественный риши , Сканда в индуизме ; сын и обитатель мира Брахмы , приближенный к Будде, Брахма в буддизме ; один из семи Дхиан-Коганов согласно теософии ; главный вознесённый владыка , «Господь Мира» , глава духовной иерархии земли , живущий в Шамбале («Город Еноха») в учениях Е. И. Рерих и А. Бейли; в индуизме — царствует в Джанаре .
В разных религиях и учениях Санат Кумара представлен божеством высокого уровня, познавшим истину и обучающим ей богов, мудрецов , людей. Сотворение видимой вселенной также происходило при участии Санат Кумары. Согласно теософии Санат Кумара совершил акт самопожертвования , «пав» в материю и наделив людей знанием и волей . В индуизме предстаёт в образе предводителя богов , победителя демона невежества , в буддизме — один из брахм, дающий поучения богам . В священных текстах часто выступает в качестве учителя, помогающего возвысить сознание, преодолеть внутренние недостатки, опытного проводника и наставника на пути к истине.
Имя Санат Кумара происходит от сочетания двух слов на санскрите : सनत्न (sanatna) - вечный, бесконечный и कुमारक (kumāraka) – мальчик , юноша . Санат Кумара (Sanat-kumâra) принято переводить как «вечно юный». Происхождение имени связывают с тем, что Санат Кумара является старшим из четырех (по другим источникам - семи) духовных детей Брахмы , оставшихся вечными юношами, чистыми и невинными.
В комментарии, к главе «Творение мира» седьмой книги Девибхагавата-пураны называются имена четырех сынов Брахмы, в число которых входит и Санат Кумара:
Санака и прочие (sanakAdayaH) – это четыре «духовных сына» Брахмы, выделяемых в особую группу. Их имена «фонетически» близки: Санака («древний»), Санандана («радостный»), Санатана («вечный»), Санаткумара («вечно юный») .
Все «духовные сыновья» Брахмы отказались от продолжения рода, избрав вечное безбрачие и «оставшись йогами» . В имени же Саната Кумары, как самого выдающегося из семи Кумар , была зафиксирована весть об этом важном решении.
Наиболее древним письменным свидетельством, в котором упоминаются Кумары, является, по мнению теософов , «Книга Дзиан». В « Тайной Доктрине» , комментируя Станцу IV, Е. П. Блаватская пишет:
<…> Кумары , (Семь мистических Мудрецов) – Солнечные Божества <…>. Они – «Сыны Огня», ибо они первые Существа, исшедшие и развившиеся от Изначального Огня, называемые «Разумами» <…> .
Упоминая такие имена и титулы Санат Кумары, как Дхиани, Дхиан-Коган, Дэв , Анупадака, Ману , Вайдхатра (как родовое имя всех Кумар ), Е. П. Блаватская часто ссылается на еще один древний текст - Вишну Пурану, в которой, в частности, говорится:
Кумары суть Дхиани, непосредственно исшедшие от Высшего Начала, которые вновь появляются в Период Вайвасвата Ману для продвижения человечества .
В Линга Пуране отмечается, что он родился юношей и остается неизменно им же, и имя его Санаткумара . С особенностями рождения Санат Кумары связан и термин «Анупадака», который означает: « без родителей , или без предков » , и под этим наименованием обычно подразумеваются Дхиан Коганы или Дхиани Будды. Также «Сыны Творца» упоминаются и описываются в Санкхья Карика Ишвары Кришны . Санскритское слово «sanatna» может переводиться также и как « древний ». Объясняя это, в теософии проводится параллель с « Ветхим Днями» , упомянутым в каббалистических текстах «Зохар», «Сефер Йецира» , а также в Ветхом Завете .
Свидетельства о том, кто такой Санат Кумара и в чём Его величие, существует в священных писаниях индуизма .
Самое ранее описание Санат Кумары можно найти в Пуранах , которые были составлены Вьясой в начале Кали-юги , начавшийся в конце IV тысячелетия до н. э. Именем Санат Кумара названа одна из второстепенных Пуран , или Упа-Пуран .
В Пуранах Санат Кумара упоминается как один из четырёх мудрецов-младенцев, как великих, мудрых и могущественных риши , сыновей Брахмы , мистическим образом родившихся из его ума .
По версии Вьясы , автора Пуран , Санат Кумара - старший из четырех (по другим источникам — семи) духовных детей бога Брахмы . Из его пояснений следует, что перечисленные мудрецы решили оставаться вечными юношами, которые так и изображаются в Пуранах в виде юношей, сохранивших свою чистоту. Патронимическое имя Санат Кумары и его братьев — Вайдхатра (Vaidhâtra) .
Также в тексте Пуран Санат Кумару называют « лучшим из мудрецов » и тем, кто познал Брахмана .
Священные тексты Упанишад , которые учёные относят к периоду VIII века до н. э. , и Пураны характеризуют Санат Кумару как парамахамсу , величайшего из джняни (знатока истины), полностью преданного вайрагье (непривязанности). Из этих же священных текстов он известен как брахмариши (знаток Брахмана ), опытный наставник и проводник на пути познания .
Согласно описаниям ведических текстов :
Тело Санаткумары состоит из света , который проникает в чистое сознание и наделяет их высшей мудростью - брахма - джняной .
В индуистских священных писаниях также указывается, что он периодически приходит на Землю в роли человека из сострадания к тем, кто ещё не достиг высокого уровня сознания и не может выдержать его божественного сияния. Великий мудрец при помощи бхакти-йоги ведёт людей к высшей истине по тропе любви к Богу и преданности Дхарме . В одной из редакций Шива-Пуран Санат Кумару называют Скандой , или Картикеей , сыном Шивы и Парвати , главнокомандующим небесной армией богов.
В описании сказано, что его рождение было очень важно для победы над демоном Таракой ( аллегорический символ невежества ), который захватил всю Вселенную . Зверства Тараки устрашали богов. Тогда боги попросили Шиву о помощи, чтобы спасти Вселенную .
Шива принял облик шестиликого существа. У него было шесть голов. Из них вылетели шесть искр. Их взяли Боги огня и воздуха и отнесли эти искры к реке Ганга . Попав в реку искры превратились в шесть лотосов . И на каждом из них был младенец . В это время проходили шесть нимф , они взяли их и вскормили божественным молоком.
Когда пришли Шива и Парвати , малыши побежали к ней и на её руках стали одним младенцем . Среди богов начался спор , чей он сын.
Шива их остановил и сказал:
«Как сын Парвати он будет известен как Сканда , как сын Агни – Махасена, как сын Ганги – Кумар, как сын Нимф – Картикея, а как мой сын – Гуха ».
Таким образом, в Пуранах поясняется источник возникновения разных имен Картикеи.
В тех же Пуранах Санат Кумару соотносят с планетой Марс , указывая на то, что после победы над демоном Таракой , Картикея стал военачальником небесного войска богов .
Изображают военачальника Санат Кумару верхом на павлине с копьём в руке . Согласно священным текстам , аллегорически он использует копьё , чтобы сразить невежество .
Сканду Картикею древние индусы провозглашают богом мудрости и знания , потому что он наделяет своих учеников духовными силами, особенно силой знания .
Картикея также известен под именем (или прозвищем ) Гуха из-за необычного происхождения этого божества, что на санскрите означает « пещера » или «скрытый», ибо он живет в пещере вашего сердца .
Брахма Санаткумара, или Сананкумара (Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra ), «вечно молодой», предстает в буддийских текстах как один из нескольких брахм, божеств, не имеющих чувственных страстей. О нём идет повествование в буддийских текстах палийского канона — Джанавасабха сутте ( Дикха-никая 18).
В данной сутте брахма Сананкумара предстаёт из свечения перед собранием богов Таватимсы в грубой форме — в облике юного Панчасиккхи (полубожественного существа), поскольку они не способны его увидеть в естественной форме. Представ перед ними, он затмил своим сиянием и славой других богов, и каждый бог, который садился рядом с ним, испытывал возвышенное чувство радости . Далее брахма Сананкумара сотворил 33 формы самого себя для беседы с каждым из богов:
Что говорил этот Брахма — говорили все, им сотворённые.
Молчал этот Брахма — молчали и все они.
При этом 33 бога вместе с их повелителем думали:
«Он сидит на моей подстилке и говорит только со мной» .
Говорил он голосом , наделенным восемью качествами — голосом ясным, отчётливо различимым, чарующим, приятным, внятным, выразительным, глубоким и звучным.
Далее он собрал все свои формы и беседовал с богами, рассказывая им о развитии основ четырёх сверхспособностей: сосредоточении намерения, сосредоточении решительности, сосредоточении ума, сосредоточении исследования. После чего брахма Сананкумара рассказал богам о трёх способах обретения блаженства, четырех основах осознанности , семи составных частях сосредоточения .
По другим источникам в буддизме это Дипанкара — легендарный Будда , живший в глубокой древности .
О Санат Кумаре много говорится в труде Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина» , в основу которой, по словам автора , положены Станцы «Книги Дзиан» :
…главный труд, откуда взяты Станцы, не имеется в европейских библиотеках. КНИГА ДЗИАН (или ДЗАН) совершенно не известна нашим филологам или, во всяком случае, они никогда не слышали о ней под данным наименованием. …но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов это не имеет большого значения. Главная основа данной Доктрины находится в сотнях и тысячах санскритских манускриптов , из которых некоторые уже переведены и, как обычно, искажены толкованием, другие же все еще ожидают свой черед .
Е.П. Блаватская описывает семь стадий эволюционного процесса. В « Пуранах » они называются «Семь Творений», и в Библии - «Дни Творения» .
В течение этих стадий высшее божество, Атман , или Абсолют , Парабраман , из непроявленного состояния становится проявленным.
На определённом этапе Творения пробуждаются к жизни первородные существа, так называемые Дхиани-Будды, или Дхиан-Коганы. Они строители видимого мира и посредники между высшим и низшим.
В комментариях к Станце I образно раскрывается сущность Дхиан-Коганов:
Ах-хи (Дхиан-Коганы) суть сонмы духовных Существ – Ангельские Чины христианства , Элохимы и «Вестники» евреев – являющиеся Проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли . Они суть Разумные Силы, дающие и устанавливающие в Природе ее «Законы» и, в то же время, сами они действуют согласно Законам, возложенным на них аналогичным образом еще более Высокими Силами; но они не являются « олицетворениями » Сил Природы, как это часто ошибочно думают. Эта Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум, подобна армии – Воинство, воистину, посредством которого проявляет себя воинственная мощь народа; она состоит из корпусов, дивизий , бригад, полков и т. д.; каждая имеет свою индивидуальность или свою особую жизнь , с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще более обширную Индивидуальность , которой подчинены ее личные интересы, и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности .
Всего Кумар семеро. Четверо из них часто упоминаются в экзотерических текстах, но трое Кумар сокровенны.
Четыре экзотерические Кумары суть Санаткумара, Сананда, Санака и Санатана: и трое эзотерические – Сана, Капила и Санатсуджата .
Но эти имена лишь псевдонимы , утверждает автор.
В письмах Е.И.Рерих также говорится о кумарах:
Сыны Пламени, Сыны Брамы , Великие Риши , Кумары , первые Наставники и Цари , основатели религий , философы и т.д. — все те же семь Величайших Индивидуальностей, проявлявшихся в своих различных аспектах на нашей Земле, и сейчас именно Они составляют Ядро Белого Братства .
Эти великие индивидуальности , по мнению теософов , сыграли большую роль в развитии человечества.
Сыны Огня явились прародителями «истинного духовного Я» в физическом человеке . Они наделили созданные Лунными божествами человеческие формы «искрой разума».
Великие Коганы призвали Владык Луны в Воздушных Телах [и сказали им]:
Породите Людей, Людей вашего естества. Дайте им их внутренние Формы. Они же сложат внешние Оболочки [внешние тела]... Пошли они [Лунные Боги], каждый в предназначенную ему Землю; Семь из них, каждый на свой Удел. Владыки Пламени остались позади. Они не захотели идти, они не пожелали творить .
В числе тех, кто «отказался создать потомство» Е.П.Блаватская называет Санат Кумару.
Кумары …появляются на поле действия, «отказываясь» – как это сделали Санаткумара и Сананда – «создать потомство». Тем не менее, их называют «создателями» (мыслящего) человека .
Далее объясняется причина, по которой Сыны Огня отказались «создавать потомство»:
«Восставшие» не захотели создавать безвольных, безответственных людей, как сделали это «послушные» Ангелы ; также не могли они одарить человеческие существа даже хотя бы временными отображениями своих личных свойств, ибо последние, принадлежат к другому и гораздо более высокому плану сознания , оставили бы человека все же безответственным, следовательно, это помешало бы всякой возможности высшего продвижения .
Таким образом, процесс создания человека происходил следующим образом: не имеющие разума лунные божества излучили из себя своих воздушно-прозрачных двойников, будущие телесные формы человека. Долгие миллионы лет астральная материя уплотнялась, пока не образовались костный скелет и плоть человека.
Как только человек стал физически готов, огненные Боги ( Кумары , или Дхиан-Коганы) «спустились» («пали») в материю , наделив разумом большую часть человечества. Также они сами принимали воплощения в некоторых человеческих телах, чтобы у людей появились знания и воля.
Третья Раса стала Носителем [Проводником] Владык Мудрости. Она создала Сынов Воли и Йоги , силою Крияшакти создала она их, Святых Отцов, Предков Архатов… Животный человек никогда не смог бы личными усилиями достичь этой цели. Он продолжал бы своё существование почти бессознательно , как это можно наблюдать на примере животных .
Сделав такой бесценный подарок человечеству , Кумары не оставили его без дальнейшей помощи. Все мудрецы древности «говорят нам… о семи первоначальных и двояких Богах , которые спускаются со своей небесной обители и царствуют на Земле , уча человечество астрономии , архитектуре и всем прочим наукам, дошедшим до нас. Эти Существа сначала появляются как Боги и Создатели; затем они вливаются в нарождающегося человека, чтобы появиться, наконец, как «Божественные Цари и Правители». Но этот факт постепенно был забыт .
Исследователи « Тайной Доктрины » отмечают также, в некоторых религиях мира акт Высшей помощи («падение» огненных богов в материю) рассматривается как «падение» ангелов «во тьму ада». Но в « Тайной Доктрине » этот акт назван великим « самопожертвованием во благо человечества».
Об этом также пишет Алиса А. Бейли :
По Закону Жертвы, Господь Мира остается вечно за сценой, неизвестный и неосознаваемый всеми «зернами», которые Он пришел спасти, до тех пор, пока они не расцветут в совершенных людей и, в свою очередь, не станут спасителями человечества .
В 20 веке распространилось движение Нью Эйдж , представители которого в своих трудах описывают Санат Кумару как Ветхого Днями , Господом Мира, занимающим этот пост «с самых темных времен в земной истории » . «В религиозных традициях Востока Санат Кумара фигурирует в разных ролях», каждая из которых раскрывает грань его Божественного Я.
По мнению Е.П. Блаватской ,
Кумары под разными именами присутствуют в каждой религии. Имеем ли мы дело с индусскими Риши , или Питри; с китайскими Чин-нан и Чжан-ги, с египетскими Изида - Озирис и Тотом ; с еврейскими Элохимами ; или с Манко-Капак и халдейских Аннедоти. Все они произошли от первоначальных Дхиан-Коганов.
Среди теософов распространено мнение, что Санат Кумара является в христианской литературе под именем « Ветхий Днями » :
В сердце огромного океана энергий находится космическое Сознание, величаемое нами Санатом Кумарой, Господом Мира, Ветхим Днями .
Так, описание Санат Кумары опубликовано в раннехристианском произведении « Книга Еноха », схожим с описанием « Ветхого Днями » пророком Даниилом :
И вышли из того дома Михаил , Рафаил и Гавриил , и неисчислимые святые ангелы , и с ними был Ветхий Днями , и Его глава была бела, как руно , и чиста, и Его одежда была неописуема .
У пророка Даниила есть похожее описание :
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями ; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.(Дан. 7:9) .
Такое же описание дано в Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова , называемом « Апокалипсис »:
Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный (1:14). «...Он есть Господь господствующих и Царь царей...» (17:14). « Агнец , закланный от создания мира» (13:8). «Агнец стоит... и с Ним сто сорок четыре тысячи избранных» (14:1). «...Стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (5:6). Семь Лучей, говоря современным языком. О себе эта Великая Сущность говорит так: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь , который есмь и был и грядет, Вседержитель» (1:8). «...Так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный...» (2:18). «...Как и Я получил власть от Отца Моего» (2:27). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его (3:21) .
Многие философы , в своих исследованиях единодушны в вопросе описания божества, именуемого чаще всего Санат Кумара, которому приписывают роль великого учителя человечества , ответственного за эволюцию людского разума, и также прослеживают параллели между разными трактовками и описаниями Санат Кумары в разных религиях , верованиях и мифах .
Исследователь индийской философии Сарвепалли Радхакришнан указывает:
Вся философия упанишад имеет тенденцию к смягчению разделений и к подрыву классовой ненависти и антипатии. Бог – внутренняя душа всего подобного. Таким образом, все должны быть отзывчивыми к истине и потому обладать правом учиться истине. Санаткумара, представитель кшатриев , поучает брахмана Нараду относительно первичной тайны вещей. Высшая философия и религия не были исключительной принадлежностью класса брахманов. Мы читаем о царях , наставляющих знаменитых учителей того времени относительно глубоких проблем духа .
О Санат Кумаре в гималайской традиции отзывается Тигунайт Пандит Раджмани, доктор философии , духовный руководитель Гималайского института:
... мудрец , занимающий почетное место в истории Гималайской традиции, — легендарный Санаткумара. Некоторые первоисточники утверждают, что он и его три брата (Санака, Санандана и Санатсуджата) были сыновьями Бога-Творца Брахмы . Согласно же другим текстам, они являются отпрысками Ахимсы и Дхармы. Но, независимо от своего происхождения, Санаткумара выступает как великий учитель Вед , Упанишад , йоги и тантры . Линия преемственности гималайских мудрецов начинается с этого мастера и продолжается Васиштхой , Шакти , Парашарой , Бьясой, Шука Дэвой, Гаудападой , Говиндападой и Шанкарачарьей .
Марк и Элизабет Профет считают, что Санат Кумара является верховным богом зороастризма :
Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием .
Древнегреческий философ Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с отцом богов Зевсом :
Что до обычаев персов , то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом .
В художественной литературе дано описание Санат Кумары Конкордией Антаровой , оперной и камерной певицей , педагогом и писателем . В книге «Две жизни» она описывает Санат Кумару как представителя Единого на земле , великого защитника и властелина земли:
...Ты чувствуешь каждую минуту влияние, связь непосредственную с Единым. Чувствуешь её и через всех членов Светлого Братства, и через каждое стихийное явление, и через каждое встречаемое сердце, куда ты вводишь ток Любви, идущий к тебе всеми путями из первоначального источника, Представителя Единого на Земле, Великого ее Защитника и Властелина Санат Кумары .
и также:
Любовь Великой Божественной силы Санаткумары, как и Его труд, не знают остановок ни на единое мгновение. В Его вечном Движении, слитом с Божественным Движением всей вселенной, идёт ежесекундное выбрасывание доброты и милосердия в помощь движущимся толпам людей .
В художественном произведении «Путешествие к Башне Чунг» Санат Кумара упоминается как один из семи сыновей огня, которые наделили «искрой» разума большую часть человечества, во времена Третьей расы. Эти сыновья были семью величайшими духами во главе с верховным иерархом Санат Кумарой .