Interested Article - Санат Кумара

Санат Кумара , или Санаткумара , или Санат-кумара , или Сананкумара (англ. Sanat Kumara, Lord Sunat Kumara, в переводе с санкср. Sanat-kumâra — «вечно юный», пали Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra) — великий мудрец , один из четырёх детей Брахмы , божественный риши , Сканда в индуизме ; сын и обитатель мира Брахмы , приближенный к Будде, Брахма в буддизме ; один из семи Дхиан-Коганов согласно теософии ; главный вознесённый владыка , «Господь Мира» , глава духовной иерархии земли , живущий в Шамбале («Город Еноха») в учениях Е. И. Рерих и А. Бейли; в индуизме — царствует в Джанаре .

В разных религиях и учениях Санат Кумара представлен божеством высокого уровня, познавшим истину и обучающим ей богов, мудрецов , людей. Сотворение видимой вселенной также происходило при участии Санат Кумары. Согласно теософии Санат Кумара совершил акт самопожертвования , «пав» в материю и наделив людей знанием и волей . В индуизме предстаёт в образе предводителя богов , победителя демона невежества , в буддизме — один из брахм, дающий поучения богам . В священных текстах часто выступает в качестве учителя, помогающего возвысить сознание, преодолеть внутренние недостатки, опытного проводника и наставника на пути к истине.

Этимология и имена

Имя Санат Кумара происходит от сочетания двух слов на санскрите : सनत्न  (sanatna) - вечный, бесконечный и कुमारक (kumāraka) – мальчик , юноша . Санат Кумара (Sanat-kumâra) принято переводить как «вечно юный». Происхождение имени связывают с тем, что Санат Кумара является старшим из четырех (по другим источникам - семи) духовных детей Брахмы , оставшихся вечными юношами, чистыми и невинными.

В комментарии, к главе «Творение мира» седьмой книги Девибхагавата-пураны называются имена четырех сынов Брахмы, в число которых входит и Санат Кумара:

Санака и прочие (sanakAdayaH) – это четыре «духовных сына» Брахмы, выделяемых в особую группу. Их имена «фонетически» близки: Санака («древний»), Санандана («радостный»), Санатана («вечный»), Санаткумара («вечно юный») .

Все «духовные сыновья» Брахмы отказались от продолжения рода, избрав вечное безбрачие и «оставшись йогами» . В имени же Саната Кумары, как самого выдающегося из семи Кумар , была зафиксирована весть об этом важном решении.

Наиболее древним письменным свидетельством, в котором упоминаются Кумары, является, по мнению теософов , «Книга Дзиан». В « Тайной Доктрине» , комментируя Станцу IV, Е. П. Блаватская пишет:

<…> Кумары , (Семь мистических Мудрецов) – Солнечные Божества  <…>. Они – «Сыны Огня», ибо они первые Существа, исшедшие и развившиеся от Изначального Огня, называемые «Разумами» <…> .

Упоминая такие имена и титулы Санат Кумары, как Дхиани, Дхиан-Коган, Дэв , Анупадака, Ману , Вайдхатра (как родовое имя всех Кумар ), Е. П. Блаватская часто ссылается на еще один древний текст - Вишну Пурану, в которой, в частности, говорится:

Кумары суть Дхиани, непосредственно исшедшие от Высшего Начала, которые вновь появляются в Период Вайвасвата Ману для продвижения человечества .

В Линга Пуране отмечается, что он родился юношей и остается неизменно им же, и имя его Санаткумара .  С особенностями рождения Санат Кумары связан и термин «Анупадака», который означает: « без родителей , или без предков » , и под этим наименованием обычно подразумеваются Дхиан Коганы или Дхиани Будды. Также «Сыны Творца» упоминаются и описываются в Санкхья Карика Ишвары Кришны . Санскритское слово «sanatna» может переводиться также и как « древний ». Объясняя это, в теософии проводится параллель с « Ветхим Днями» , упомянутым в каббалистических текстах «Зохар», «Сефер Йецира» , а также в Ветхом Завете .

В индийской религиозной традиции

Свидетельства о том, кто такой Санат Кумара и в чём Его величие, существует в священных писаниях индуизма .

Самое ранее описание Санат Кумары можно найти в Пуранах , которые были составлены Вьясой в начале Кали-юги , начавшийся в конце IV тысячелетия до н. э. Именем Санат Кумара названа одна из второстепенных Пуран , или Упа-Пуран .

В Пуранах Санат Кумара упоминается как один из четырёх мудрецов-младенцев, как великих, мудрых и могущественных риши , сыновей Брахмы , мистическим образом родившихся из его ума .

По версии Вьясы , автора Пуран , Санат Кумара - старший из четырех (по другим источникам — семи) духовных детей бога Брахмы . Из его пояснений следует, что перечисленные мудрецы решили оставаться вечными юношами, которые так и изображаются в Пуранах в виде юношей, сохранивших свою чистоту. Патронимическое имя Санат Кумары и его братьев — Вайдхатра (Vaidhâtra) .

Также в тексте Пуран Санат Кумару называют « лучшим из мудрецов » и тем, кто познал Брахмана .

Священные тексты Упанишад , которые учёные относят к периоду VIII века до н. э. , и Пураны характеризуют Санат Кумару как парамахамсу , величайшего из джняни (знатока истины), полностью преданного вайрагье (непривязанности). Из этих же священных текстов он известен как брахмариши (знаток Брахмана ), опытный наставник и проводник на пути познания .

Согласно описаниям ведических текстов :

Тело Санаткумары состоит из света , который проникает в чистое сознание и наделяет их высшей мудростью - брахма - джняной .

В индуистских священных писаниях также указывается, что он периодически приходит на Землю в роли человека из сострадания к тем, кто ещё не достиг высокого уровня сознания и не может выдержать его божественного сияния. Великий мудрец при помощи бхакти-йоги ведёт людей к высшей истине по тропе любви к Богу и преданности Дхарме . В одной из редакций Шива-Пуран Санат Кумару называют Скандой , или Картикеей , сыном Шивы и Парвати , главнокомандующим небесной армией богов.

Картикея сражает Тараку

В описании сказано, что его рождение было очень важно для победы над демоном Таракой ( аллегорический символ невежества ), который захватил всю Вселенную . Зверства Тараки устрашали богов. Тогда боги попросили Шиву о помощи, чтобы спасти Вселенную .

Шива принял облик шестиликого существа. У него было шесть голов. Из них вылетели шесть искр. Их взяли Боги огня и воздуха и отнесли эти искры к реке Ганга . Попав в реку искры превратились в шесть лотосов . И на каждом из них был младенец . В это время проходили шесть нимф , они взяли их и вскормили божественным молоком.

Когда пришли Шива и Парвати , малыши побежали к ней и на её руках стали одним младенцем . Среди богов начался спор , чей он сын.

Шива их остановил и сказал:

«Как сын Парвати он будет известен как Сканда , как сын Агни – Махасена, как сын Ганги – Кумар, как сын Нимф – Картикея, а как мой сын – Гуха ».

Сканда - бог мудрости и знания в Индии

Таким образом, в Пуранах поясняется источник возникновения разных имен Картикеи.

В тех же Пуранах Санат Кумару соотносят с планетой Марс , указывая на то, что после победы над демоном Таракой , Картикея стал военачальником небесного войска богов .

Изображают военачальника Санат Кумару верхом на павлине с копьём в руке . Согласно священным текстам , аллегорически он использует копьё , чтобы сразить невежество .

Сканду Картикею древние индусы провозглашают богом мудрости и знания , потому что он наделяет своих учеников духовными силами, особенно силой знания .

Картикея также известен под именем (или прозвищем ) Гуха из-за необычного происхождения этого божества, что на санскрите означает « пещера » или «скрытый», ибо он живет в пещере вашего сердца .

В буддизме

Брахма Санаткумара, или Сананкумара (Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra ), «вечно молодой», предстает в буддийских текстах как один из нескольких брахм, божеств, не имеющих чувственных страстей. О нём идет повествование в буддийских текстах палийского канона — Джанавасабха сутте ( Дикха-никая 18).

В данной сутте брахма Сананкумара предстаёт из свечения перед собранием богов Таватимсы в грубой форме — в облике юного Панчасиккхи (полубожественного существа), поскольку они не способны его увидеть в естественной форме. Представ перед ними, он затмил своим сиянием и славой других богов, и каждый бог, который садился рядом с ним, испытывал возвышенное чувство радости . Далее брахма Сананкумара сотворил 33 формы самого себя для беседы с каждым из богов:

Что говорил этот Брахма — говорили все, им сотворённые.

Молчал этот Брахма — молчали и все они.

При этом 33 бога вместе с их повелителем думали:

«Он сидит на моей подстилке и говорит только со мной» .

Говорил он голосом , наделенным восемью качествами — голосом ясным, отчётливо различимым, чарующим, приятным, внятным, выразительным, глубоким и звучным.

Далее он собрал все свои формы и беседовал с богами, рассказывая им о развитии основ четырёх сверхспособностей: сосредоточении намерения, сосредоточении решительности, сосредоточении ума, сосредоточении исследования. После чего брахма Сананкумара рассказал богам о трёх способах обретения блаженства, четырех основах осознанности , семи составных частях сосредоточения .

По другим источникам в буддизме это Дипанкара легендарный Будда , живший в глубокой древности .

В теософии и оккультизме

О Санат Кумаре много говорится в труде Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина» , в основу которой, по словам автора , положены Станцы «Книги Дзиан» :

…главный труд, откуда взяты Станцы, не имеется в европейских библиотеках. КНИГА ДЗИАН (или ДЗАН) совершенно не известна нашим филологам или, во всяком случае, они никогда не слышали о ней под данным наименованием. …но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов это не имеет большого значения. Главная основа данной Доктрины находится в сотнях и тысячах санскритских манускриптов , из которых некоторые уже переведены и, как обычно, искажены толкованием, другие же все еще ожидают свой черед .

Е.П. Блаватская описывает семь стадий эволюционного процесса. В « Пуранах » они называются «Семь Творений», и в Библии - «Дни Творения» .

В течение этих стадий высшее божество, Атман , или Абсолют , Парабраман , из непроявленного состояния становится проявленным.

На определённом этапе Творения пробуждаются к жизни первородные существа, так называемые Дхиани-Будды, или Дхиан-Коганы. Они строители видимого мира и посредники между высшим и низшим.

В комментариях к Станце I образно раскрывается сущность Дхиан-Коганов:

Ах-хи (Дхиан-Коганы) суть сонмы духовных Существ – Ангельские Чины христианства , Элохимы и «Вестники» евреев – являющиеся Проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли . Они суть Разумные Силы, дающие и устанавливающие в Природе ее «Законы» и, в то же время, сами они действуют согласно Законам, возложенным на них аналогичным образом еще более Высокими Силами; но они не являются « олицетворениями » Сил Природы, как это часто ошибочно думают. Эта Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум, подобна армии – Воинство, воистину, посредством которого проявляет себя воинственная мощь народа; она состоит из корпусов, дивизий , бригад, полков и т. д.; каждая имеет свою индивидуальность или свою особую жизнь , с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще более обширную Индивидуальность , которой подчинены ее личные интересы, и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности .

Всего Кумар семеро. Четверо из них часто упоминаются в экзотерических текстах, но трое Кумар сокровенны.

Четыре экзотерические Кумары суть Санаткумара, Сананда, Санака и Санатана: и трое эзотерические – Сана, Капила и Санатсуджата .

Но эти имена лишь псевдонимы , утверждает автор.

Четыре Кумары: Санаткумара, Сананда, Санака и Санатана

В письмах Е.И.Рерих также говорится о кумарах:

Сыны Пламени, Сыны Брамы , Великие Риши , Кумары , первые Наставники и Цари , основатели религий , философы и т.д. — все те же семь Величайших Индивидуальностей, проявлявшихся в своих различных аспектах на нашей Земле, и сейчас именно Они составляют Ядро Белого Братства .

Эти великие индивидуальности , по мнению теософов , сыграли большую роль в развитии человечества.

Сыны Огня явились прародителями «истинного духовного Я» в физическом человеке . Они наделили созданные Лунными божествами человеческие формы «искрой разума».

Великие Коганы призвали Владык Луны в Воздушных Телах [и сказали им]:

Породите Людей, Людей вашего естества. Дайте им их внутренние Формы. Они же сложат внешние Оболочки [внешние тела]... Пошли они [Лунные Боги], каждый в предназначенную ему Землю; Семь из них, каждый на свой Удел. Владыки Пламени остались позади. Они не захотели идти, они не пожелали творить .

В числе тех, кто «отказался создать потомство» Е.П.Блаватская называет Санат Кумару.

Кумары …появляются на поле действия, «отказываясь» – как это сделали Санаткумара и Сананда – «создать потомство». Тем не менее, их называют «создателями» (мыслящего) человека .

Далее объясняется причина, по которой Сыны Огня отказались «создавать потомство»:

«Восставшие» не захотели создавать безвольных, безответственных людей, как сделали это «послушные» Ангелы ; также не могли они одарить человеческие существа даже хотя бы временными отображениями своих личных свойств, ибо последние, принадлежат к другому и гораздо более высокому плану сознания , оставили бы человека все же безответственным, следовательно, это помешало бы всякой возможности высшего продвижения .

Таким образом, процесс создания человека происходил следующим образом: не имеющие разума лунные божества излучили из себя своих воздушно-прозрачных двойников, будущие телесные формы человека. Долгие миллионы лет астральная материя уплотнялась, пока не образовались костный скелет и плоть человека.

Как только человек стал физически готов, огненные Боги ( Кумары , или Дхиан-Коганы) «спустились» («пали») в материю , наделив разумом большую часть человечества. Также они сами принимали воплощения в некоторых человеческих телах, чтобы у людей появились знания и воля.

Третья Раса стала Носителем [Проводником] Владык Мудрости. Она создала Сынов Воли и Йоги , силою Крияшакти создала она их, Святых Отцов, Предков Архатов… Животный человек никогда не смог бы личными усилиями достичь этой цели. Он продолжал бы своё существование почти бессознательно , как это можно наблюдать на примере животных .

Сделав такой бесценный подарок человечеству , Кумары не оставили его без дальнейшей помощи. Все мудрецы древности «говорят нам… о семи первоначальных и двояких Богах , которые спускаются со своей небесной обители и царствуют на Земле , уча человечество астрономии , архитектуре и всем прочим наукам, дошедшим до нас. Эти Существа сначала появляются как Боги и Создатели; затем они вливаются в нарождающегося человека, чтобы появиться, наконец, как «Божественные Цари и Правители». Но этот факт постепенно был забыт .

Исследователи « Тайной Доктрины » отмечают также, в некоторых религиях мира акт Высшей помощи («падение» огненных богов в материю) рассматривается как «падение» ангелов «во тьму ада». Но в « Тайной Доктрине » этот акт назван великим « самопожертвованием во благо человечества».

Об этом также пишет Алиса А. Бейли :

По Закону Жертвы, Господь Мира остается вечно за сценой, неизвестный и неосознаваемый всеми «зернами», которые Он пришел спасти, до тех пор, пока они не расцветут в совершенных людей и, в свою очередь, не станут спасителями человечества .

В 20 веке распространилось движение Нью Эйдж , представители которого в своих трудах описывают Санат Кумару как Ветхого Днями , Господом Мира, занимающим этот пост «с самых темных времен в земной истории » . «В религиозных традициях Востока Санат Кумара фигурирует в разных ролях», каждая из которых раскрывает грань его Божественного Я.

По мнению Е.П. Блаватской ,

Кумары под разными именами присутствуют в каждой религии. Имеем ли мы дело с индусскими Риши , или Питри; с китайскими Чин-нан и Чжан-ги, с египетскими Изида - Озирис и Тотом ; с еврейскими Элохимами ; или с Манко-Капак и халдейских Аннедоти. Все они произошли от первоначальных Дхиан-Коганов.

В Ветхом и Новом Завете

Ветхий Днями. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы

Среди теософов распространено мнение, что Санат Кумара является в христианской литературе под именем « Ветхий Днями » :

В сердце огромного океана энергий находится космическое Сознание, величаемое нами Санатом Кумарой, Господом Мира, Ветхим Днями .

Так, описание Санат Кумары опубликовано в раннехристианском произведении « Книга Еноха », схожим с описанием « Ветхого Днями » пророком Даниилом :

И вышли из того дома Михаил , Рафаил и Гавриил , и неисчислимые святые ангелы , и с ними был Ветхий Днями , и Его глава была бела, как руно , и чиста, и Его одежда была неописуема .

У пророка Даниила есть похожее описание :

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями ; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.(Дан. 7:9) .

Такое же описание дано в Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова , называемом « Апокалипсис »:

Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный (1:14). «...Он есть Господь господствующих и Царь царей...» (17:14). « Агнец , закланный от создания мира» (13:8). «Агнец стоит... и с Ним сто сорок четыре тысячи избранных» (14:1). «...Стоял Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (5:6). Семь Лучей, говоря современным языком. О себе эта Великая Сущность говорит так: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь , который есмь и был и грядет, Вседержитель» (1:8). «...Так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный...» (2:18). «...Как и Я получил власть от Отца Моего» (2:27). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его (3:21) .

В высказываниях философов

Многие философы , в своих исследованиях единодушны в вопросе описания божества, именуемого чаще всего Санат Кумара, которому приписывают роль великого учителя человечества , ответственного за эволюцию людского разума, и также прослеживают параллели между разными трактовками и описаниями Санат Кумары в разных религиях , верованиях и мифах .

Исследователь индийской философии Сарвепалли Радхакришнан указывает:

Вся философия упанишад имеет тенденцию к смягчению разделений и к подрыву классовой ненависти и антипатии. Бог внутренняя душа всего подобного. Таким образом, все должны быть отзывчивыми к истине и потому обладать правом учиться истине. Санаткумара, представитель кшатриев , поучает брахмана Нараду относительно первичной тайны вещей. Высшая философия и религия не были исключительной принадлежностью класса брахманов. Мы читаем о царях , наставляющих знаменитых учителей того времени относительно глубоких проблем духа .

О Санат Кумаре в гималайской традиции отзывается Тигунайт Пандит Раджмани, доктор философии , духовный руководитель Гималайского института:

... мудрец , занимающий почетное место в истории Гималайской традиции, — легендарный Санаткумара. Некоторые первоисточники утверждают, что он и его три брата (Санака, Санандана и Санатсуджата) были сыновьями Бога-Творца Брахмы . Согласно же другим текстам, они являются отпрысками Ахимсы и Дхармы. Но, независимо от своего происхождения, Санаткумара выступает как великий учитель Вед , Упанишад , йоги и тантры . Линия преемственности гималайских мудрецов начинается с этого мастера и продолжается Васиштхой , Шакти , Парашарой , Бьясой, Шука Дэвой, Гаудападой , Говиндападой и Шанкарачарьей .

Ахура Мазда - верховный бог зороастризма

Марк и Элизабет Профет считают, что Санат Кумара является верховным богом зороастризма :

Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием .

Древнегреческий философ Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с отцом богов Зевсом :

Что до обычаев персов , то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом .

В художественной литературе

В художественной литературе дано описание Санат Кумары Конкордией Антаровой , оперной и камерной певицей , педагогом и писателем . В книге «Две жизни» она описывает Санат Кумару как представителя Единого на земле , великого защитника и властелина земли:

...Ты чувствуешь каждую минуту влияние, связь непосредственную с Единым. Чувствуешь её и через всех членов Светлого Братства, и через каждое стихийное явление, и через каждое встречаемое сердце, куда ты вводишь ток Любви, идущий к тебе всеми путями из первоначального источника, Представителя Единого на Земле, Великого ее Защитника и Властелина Санат Кумары .

и также:

Любовь Великой Божественной силы Санаткумары, как и Его труд, не знают остановок ни на единое мгновение. В Его вечном Движении, слитом с Божественным Движением всей вселенной, идёт ежесекундное выбрасывание доброты и милосердия в помощь движущимся толпам людей .

В художественном произведении «Путешествие к Башне Чунг» Санат Кумара упоминается как один из семи сыновей огня, которые наделили «искрой» разума большую часть человечества, во времена Третьей расы. Эти сыновья были семью величайшими духами во главе с верховным иерархом Санат Кумарой .

Примечания

  1. Брокгауз и Ефрон. brocgaus.ru . Дата обращения: 18 июня 2023. 18 июня 2023 года.
  2. . SciBook.net . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  3. . Православная энциклопедия Т. 22, С. 622-623. Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  4. . Энциклопедия Кругосвет . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  5. . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  6. . Buddhist Library Online . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  7. Е.П.Блаватская. (рус.) . Теопедия .
  8. Blavatskaâ, Elena Petrovna (1831-1891). Teosofskij slovar. — Izd. 2-e. — Moskva: Izdatel'stvo "Sfera" Rossijskogo Teosofskogo Obŝestva, 5872120206. — 573 с. — ISBN 5872120206 . — ISBN 9785872120 .
  9. Алиса А. Бейли. Ученичество в Новом Веке. — Амрита Русь. — Т. 2. — 287 с. — ISBN 978-5-906304-22-3 .
  10. Teachings of Mark L. Prophet and Elizabeth Clare Prophet. «Владыки и их обители». Энциклопедия/ «The Masters and Their Retreats» / пер. с англ. Александра Белова. — «М-Аква», 2006. — 592 с. — ISBN 5-93418-021-5 .
  11. Сутры философии санкхьи / подготовил В.К.Шохин. — М. : Ладомир, 1997. — ISBN 5-86218-318-3 .
  12. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 2. — С. 565.
  13. Сканда Пурана. Книга первая «Махешвара кханда». Раздел 2-й «Кумарика кханда» / Перевод с санскрита: О. Н. Ерченков. — 4-е издание. — Амрита-Русь, 2010. — 160 с. — (Древние тексты Вед). — ISBN 978-5-94355-617-3 .
  14. . Дата обращения: 1 сентября 2018. 11 марта 2022 года.
  15. Блаватская Е.П. . Агни Йога .
  16. Лунный свет санкхьи / подготовил В.К.Шохин. — М. : Ладомир, 1995. — ISBN 5-86218-129-6 .
  17. А.Е. Величко. Тайна йоги Шри Ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания. — СПб. : С.-Петерб., 2005. — ISBN 5-288-03677-2 , 978-5-288-03667-4.
  18. Девибхагавата-пурана / Переводчик и составитель Игнатьев. — Клуб Касталия, 2018. — Bd. 4. — 306 с. — ISBN 978-5-519-60560-1 .
  19. Blavatskaâ, Elena Petrovna (1831-1891). . — Izd. 2-e, ispr. — Moskva: Izdatel'stvo "Sfera" Rossijskogo Teosofskogo Obŝestva, 1994. — 573, [3] s. с. — ISBN 5872120206 , 9785872120209.
  20. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина. Космогенезис. Антропогенезис. — АСТ, 2016. — С. 74 (Станца IV, шлока 1). — 1408 с. — ISBN 978-5-17-097380-4 .
  21. . Энциклопедия Кругосвет . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  22. Blavatsky, H. P. (Helena Petrovna), 1831-1891,, Блаватская, Елена. . — Moskva: АСТ, 2016. — С. 334. — 1408 с. — ISBN 9785170973804 .
  23. Blavatsky, H. P. (Helena Petrovna), 1831-1891,, Блаватская, Елена. . — Moskva: АСТ, 2016. — С. 52. — 1408 с. — ISBN 9785170973804 .
  24. . Самопознание и саморазвитие . Дата обращения: 1 сентября 2018. 28 июня 2020 года.
  25. Blavatsky, H. P. (Helena Petrovna), 1831-1891, Блаватская, Елена. . — Moskva: АСТ, 2016. — С. 337. — 1408 с. — ISBN 9785170973804 .
  26. русский перевод Я. Ратушного и П. Шаповала. . Lib.ru . Дата обращения: 1 сентября 2018. 25 августа 2018 года.
  27. Девибхагавата-пурана. (В 6 томах) / Переводчик и составитель А. Игнатьев. — Клуб Касталия, 2018. — Т. 1. — 212 с. — ISBN 978-5-519-60557-1 .
  28. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад-Бхагаватам. — Бхактиведанта Бук Траст, 2013. — Т. Третья песнь - часть первая. — С. глава 12. — 624 с. — ISBN 978-5-902284-44-4 .
  29. Девибхагавата-пурана. (В 6 томах) / Переводчик и составитель А. Игнатьев. — Клуб Касталия, 2018. — Т. 4. — 306 с. — ISBN 978-5-519-60560-1 .
  30. . textarchive.ru . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  31. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996
  32. Тигунайт, Пандит Раджмани. Гималайские мудрецы: Вечно живая традиция. — СОФИЯ, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-906686-93-0 .
  33. . Даттатрея и Шри Шанкарачарья . Национально-культурное сообщество ведических ариев . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  34. Булич С. К. Картикея // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  35. . Энциклопедия Ведической Науки . (недоступная ссылка)
  36. Возвращение низвергнутых богов / Перевод с санскрита: О.Н. Ерченков. — Амрита-Русь, 2008. — 192 с. — ISBN 978-5-413-01266-6 .
  37. Пол Томас. Индия. Эпос, легенды, мифы / Пер. с англ. Н. Г. Краснодембская. — СПб. : Издательская группа «Евразия», 2000.
  38. Кальдер-Ленский. Настольный энциклопедический словарь = Настольный энциклопедическій словарь. Том IV-й. Кальдеръ-Ленскій. — М. : Изд. товарищества "А. Гранат и Ко", 1897. — Т. 4. — С. 208. — 675 с.
  39. . Дата обращения: 1 сентября 2018. 20 ноября 2018 года.
  40. . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  41. . Три ваджры . Дата обращения: 1 сентября 2018. 2 сентября 2018 года.
  42. Марк Л.Профет, Элизабет К.Профет. Владыки и их обители. — С. 330
  43. . Дата обращения: 1 сентября 2018. 18 ноября 2016 года.
  44. Блаватская Е.П. Тайной Доктрины - В 2-х т. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 1. — С. 7.
  45. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 1. — С. 56.
  46. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина - Т. 1. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — С. 82—83.
  47. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 1. — С. 565.
  48. Рерих Елена Ивановна. Письма. — Международный Центр Рерихов, 2003. — Т. 5. — ISBN 5-86988-075-0 .
  49. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Станца III Книги Дзиан. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 2. — С. 21.
  50. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 2. — С. 735.
  51. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 2. — С. 303—304.
  52. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Станца VII Книги Дзиан. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 2. — С. 26.
  53. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — Новосибирск: Сибирское отделение изд-ва «Детская литература», 1991. — Т. 2. — С. 459.
  54. Алиса А. Бейли. Ученичество в Новом Веке. — Амрита Русь, 2013. — Т. 2. — 287 с. — ISBN 978-5-906304-22-3 .
  55. Марк Л.Профет, Элизабет К.Профет. Владыки и их обители. — С. 325.
  56. Бейли Алиса Анн. Эзотерическая астрология. — Амрита - русь, 2012. — 608 с. — ISBN 978-5-413-01039-6 .
  57. Смирнов А.В. Историко-критическое исследование. Магистерская диссертация // Православный собеседник 1888. Книга Еноха. — ДиректМедиа, 2013. — ISBN 9785445853084 .
  58. Ветхий Завет. — Белый город, 2014. — 132 с. — ISBN 978-5-7793-4593-4 .
  59. Апокалипсис. Апостол Иоанн Богослов. — ОлмаМедиаГрупп, 2011. — (Просвещение). — ISBN 978-5-373-04389-2 .
  60. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. — Миф, 1993. — Т. 1. — ISBN 5872140134 , 9785872140139.
  61. Тигунайт Пандит Раджмани. . Библиотека электронной литературы в формате fb2 (2014). Дата обращения: 1 сентября 2018. Архивировано из 1 сентября 2018 года.
  62. Геродот. История в девяти книгах / / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. — Ленинград: Наука, 1972.
  63. Антарова Конкордия Евгеньевна. . — Москва: Сиринъ садхана, 2004. — С. 340. — 502, 3 часть, книга 2 с. — ISBN 5941810180 . — ISBN 5-94181-022-9 .
  64. Антарова Конкордия Евгеньевна. . — Москва: Сиринъ садхана, 2004. — С. 345. — 502,3 часть, книга 2 с. — ISBN 5941810180 . — ISBN 5-94181-022-9 .
  65. Е.Ю. Ильина. Путешествие к Башне Чунг. — Новосибирск: Манускрипт, 2013. — С. 307. — 340 с. — ISBN 978-5-93240-225-2 .

Литература

  • Блаватская Е.П. Тайная доктрина синтез науки, религии и философии / Первая публикация на русском языке / Перевод сделан Рерих Е.И.. — 1-е издание.
  • Марк Л. Профет, Элизабет Клэр Профет. Владыки и их обители. Энциклопедия. — М-Аква, 2016. — 592 с. — ISBN 978-5-93418-023-3 .
  • Антарова К.Е. Две Жизни. — Сиринъ према, 2018. — 1966 с. — ISBN 978-5-98505-071-4 .
  • Блаватская Е.П. Теософский словарь. — Эксмо-Пресс, 2001. — 640 с. — ISBN 5-04-007922-2 .
  • Алиса А. Бейли. Трактат о Белой Магии. — Агентство "Сагуна", 1992. — 652 с.
  • Ледбитер Ч.У. Учителя и Путь. — Амрита, 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-413-01455-4 .
  • Алиса А. Бейли. Ученичество в Новом Веке. — Амрита Русь, 2013. — Т. 2. — 896 с. — ISBN 978-5-906304-22-3 .
  • Тигунайт, Пандит Раджмани. Гималайские мудрецы: Вечно живая традиция. — София, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-906686-93-0 .
  • Девибхагавата-пурана / Переводчик и составитель Игнатьев. — Клуб Касталия, 2018. — Т. 6. — 306 с. — ISBN 978-5-519-60560-1 .
  • Blavatskaâ, Elena Petrovna (1831-1891) . Teosofskij slovar. — 2-e, ispr.. — Moskva: "Sfera" Rossijskogo Teosofskogo Obŝestva, 1994. — 573 с. — ISBN 978-5-872-12020-9 .
  • Е.П. Блаватская . Тайная Доктрина. Космогенезис. Антропогенезис. — АСТ, 2016. — 1408 с. — ISBN 978-5-17-097380-4 .
  • Ильина Е.Ю. Путешествие к Башне Чунг. — Новосибирск: “Манускрипт”, 2013. — 340 с. — ISBN 978-5-93240-225-2 .
  • Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада . Шримад-Бхагаватам. — Бхактиведанта Бук Траст, 2013. — Т. Третья песнь - часть первая. — 624 с. — ISBN 978-5-902284-44-4 .
  • Сканда Пурана. Книга первая «Махешвара кханда» / Перевод с санскрита: О. Н. Ерченков. — 4-е издание. (Древние тексты Вед). — Амрита-Русь, 2010. — 160 с. — ISBN 978-5-94355-617-3 .
  • Пол Томас. Индия. Эпос, легенды, мифы / Пер. с англ. Н. Г. Краснодембская. — СПб. : Издательская группа «Евразия», 2000. — ISBN 58071-0038-7 .
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф и Дубянского А. М.. — М. : Республика, 1996. — 574 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
  • Тхакур Бхактивинода . Бхагавата Пурана / Пер. с англ. А. Куницина. — М. : «Hansa charity publishers», 2002. — 40 с. — ISBN 5-8155-0147-6 .
  • Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. — Москва: Наука, 1991. — 139 с. — ISBN 5-02-017046-1 .
  • Радхакришнан С. Индийская философия в 2 томах. — Москва: Миф, 1993.. — 623, 731 с. — ISBN 5-87214-013-4 .
  • Рыбаков Р.Б. История Востока. В 6 т / В.А. Якобсон. — Москва: Восточная литература, 2002. — Т. 1 Восток в древности. — 688 с. — ISBN 5-02-017936-1 .
  • Кальдер-Ленский. Настольный энциклопедическій словарь. Том IV-й. Кальдеръ-Ленскій. — Москва: Изд. товарищества "А. Гранат и Ко", 1897. — 675 с.
  • Рерих Е.И. Письма. — Международный Центр Рерихов, 2003. — Т. 5. — 384 с. — ISBN 5-86988-075-0 .
  • Смирнов А.В. Историко-критическое исследование. Магистерская диссертация / Православный собеседник 1888. Книга Еноха. — ДиректМедиа, 2013. — 359 с. — ISBN 978-5-445-85308-4 .
  • Ветхий Завет. — Белый город, 2014. — 132 с. — ISBN 978-5-7793-4593-4 .
  • Апокалипсис. Апостол Иоанн Богослов (Просвещение). — ОлмаМедиаГрупп, 2011. — ISBN 978-5-373-04389-2 .
  • Радхакришнан С. Индийская философия. — Миф, 1993. — Т. 1. — ISBN 978-5-872-14013-9 .
  • Геродот . История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. — Ленинград: Наука, 1972. — 600 с.
  • Шохин В.К. Сутры философии Санкхьи. — Москва: Ладомир, 1997. — 364 с. — ISBN 5-86218-318-3 .
  • Величенко А.Е. Тайна йоги шри ауробиндо. Реконструкция безмолвного знания. — СПб. : С.-Петерб. ун-та,, 2005. — 325 с. — ISBN 978-5-288-03677-4 .
  • Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. — Москва: Ладомир, 1995. — 384 с. — ISBN 5-86218-129-6 .
  • Бхагавадгита / Перевод, вводная статья и словарь Б.Л.Смирнова. — Ашхабад: изд. "Ылым", 1978. — 91 с.
  • Артур Авалон . Змеиная сила / Перевод А.Ригина. — Киев: "Экслибрис", 1994. — 136 с.
  • Психологические аспекты буддизма / Ответственный редактор Н.В.Абаев. — 2-е. — Новосибирск: Наука", 1991. — 182 с.
  • Невелева С.Л. «Мифология древнеиндийского эпоса». — Москва: Наука, 1975. — 118 с.
  • Сахаров П. Д. «Мифологическое повествование в санскритских пуранах». — Москва: Наука, 1991. — 136 с. — ISBN 5-02-017046-1 .
  • Булич С.К. Картикея / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб. , 1890—1907. — 578 с.

Ссылки

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона.
  • Универсальная научно-популярная Энциклопедия Кругосвет.
  • Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев). с комментариями Гаудапады и Вачаспати Мишры ("Санкхья-карика-бхашья" и "Таттва-каумуди").
  • Библиотека электронной литературы в формате fb2 (2014). Тигунайт Пандит Раджмани . .
  • . Международная федерация Йоги Патанджали.
  • Сборник текстов Шри Ади Шанкарачарьи. . Национально-культурное сообщество ведических ариев.
  • Книга седьмая. Глава первая. Творение мира.
  • Хрестоматии по философии. SciBook.net.
  • . Православная энциклопедия. Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
  • .
  • .
  • . Перевод на основе двух англ. переводов (Рис-Дэвидс и анонимного) со сверкой с палийским оригиналом: Юй Кан
  • . Перевод на основе двух англ. переводов (Рис-Дэвидс и анонимного) со сверкой с палийским оригиналом: Юй Кан.
  • Блаватская Е.П . . Агни Йога.
  • . Lib.ru.
  • . Mediaknowledge.ru
  • . Три ваджры.
Источник —

Same as Санат Кумара