Гран-при Ченто — Карневале д’Эуропа
- 1 year ago
- 0
- 0
Фра Карневале , Бартоломео ди Джованни Коррадини ( итал. Fra Carnevale, Bartolomeo di Giovanni Corradini , ок. 1420 - 1425 — 1484 ) — итальянский художник , монах-доминиканец , живописец периода кватроченто . Работал в основном в Урбино (регион Марке на востоке Италии). Один из самых загадочных художников этого периода в Италии. Он упоминается в источниках под разными именами: Бартоломео ди Джованни Коррадини, Бартоломео Коррадини и Фра Карневале. В доминиканском ордене он слыл духовным аскетом, отсюда ироничное прозвание «Carnevale» (Веселье, праздник) . Известно только девять работ, которые можно аргументированно отнести к его творчеству. Некоторые известные произведения, как например, Алтарь Монтефельтро , который поступил в Пинакотеку Брера в 1811 году, как работa Фра Карневале, позднее был признан одним из шедевров Пьеро делла Франческа .
О жизни Фра Карневале известно крайне мало. Исследователи полагают, что он родился и умер в Урбино , точные даты жизни не известны. Он был учеником феррарского художника Антонио Альберти. В 1445 — 1446 годах работал в мастерской живописца Филиппо Липпи во Флоренции . В 1449 году вступил в вступил в орден доминиканцев.
Считается, что у Фра Карневале обучался рисунку выдающийся итальянский архитектор Донато Браманте .
Упоминание о «Карновале да Урбино» имеется в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари , который назвал его автором алтаря в церкви Санта-Мария-делла-Белла в Урбино, а также оказавшим влияние на архитектуру Браманте в проекте собора Святого Петра в Ватикане . В «Заметках о мастерах рисунка» Ф. Бальдинуччи Фра Карневале упоминается как имеющий репутацию превосходного мастера в искусстве перспективы . Луиджи Ланци («История живописи в Италии», 1795—1796) отмечал, что «Браманте и Рафаэль изучали его работы, поскольку в Урбино нельзя было найти ничего лучшего» .
Самые ранние работы Карневале, созданные с 1445 года во Флоренции, показывают влияние Доменико Венециано . Затем художник уехал в Урбино.
Наиболее известные работы Фра Карневале — «Рождение Девы» (Nascita della Vergine) и «Представление Девы в Храме» (Presentazione della Vergine al Tempio; обе — 1467 год ). Они были написаны как части запрестольного образа церкви Santa Maria della Bella в Урбино (c 1644 года зарегистрированы в коллекции кардинала Антонио Барберини ). Обе работы в настоящее время находятся в собраниях американских музеях— «Рождение Девы» в Нью-Йорке , в Музее Метрополитен (номер по каталогу 35.121) , «Представление Девы в Храме» — в Бостоне , в Музее изящных искусств (номер по каталогу 37.108) .
Обе картины выполнены художником с включением деталей повседневной жизни, а в архитектурном фоне можно узнать Замок герцогов Урбинских . Картина «Идеальный город», часто упоминаемая в книгах по теории и истории городской среды, и хранящаяся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США), является одной из трёх картин в похожем стиле и приписывается Фра Карневале. Однако иные исследователи относят картину к творчеству Франческо ди Джорджо Мартини, отчасти из-за большего значения последнего при дворе Урбино и потому, что картина относится к архитектурным темам, которые он упоминает в своём архитектурном трактате (приблизительно в 1482—1486 годах), основанном на ранее опубликованном трактате Леона Баттисты Альберти . Эта картина показывает хорошее знание живописцем архитектуры. Линейная перспектива и детали фасадов зданий в ракурсах нарисованы безупречно.