Гонсалес, Диего Абрахам
- 1 year ago
- 0
- 0
Абрахам Янсенс Первый , или Абрахам Янсенс ван Нёйсен ( нидерл. Abraham Janssens van Nuyssen ; 1575 , Антверпен — до 25 января 1632 , Антверпен ) — фламандский живописец стиля барокко , считается предшественником стиля более знаменитого Питера Пауля Рубенса . романист . До 1601 года жил и работал в Италии, где стал караваджистом , затем вернулся в Антверпен .
Абрахам Янсенс родился в Антверпене в семье Яна Янсена и Рёлофкен ван Хюйсен или Нёйссен. Янсенс подписывал некоторые из своих картин «Янсенс ван Нёйссен». Считается, что «ван Нёйссен» было фамилией его матери и что Янсенс добавил её к своей подписи, чтобы отличить себя от своих однофамильцев, поскольку фамилия Янсенс была очень распространена во Фландрии XVII века. В частности, известно ещё несколько фламандских живописцев по фамилии Янсенс.
Существует некоторая неопределенность относительно года его рождения. Ранее считалось, что он родился в 1567 году, но в последние годы более распространено мнение, что дата его рождения — 1575 год .
В 1585 году Абрахам Янсенс стал учеником Яна Снеллинка . С 1597 по 1602 год он путешествовал по Италии, жил в Риме . По возвращении на родину стал мастером антверпенской Гильдии Святого Луки .
1 мая 1602 года Абрахам женился на Саре Геткинт (умерла в Антверпене 7 апреля 1644 года), от которой у него было восемь детей, пятеро из них были ещё живы на момент её смерти: Мария Анна, которая также стала художницей и вышла замуж за Яна Брейгеля Младшего , Сара, Катарина, Лукреция и Абрахам Второй .
В 1607 году Абрахам Янсенс стал деканом антверпенской Гильдии Святого Луки. Это также время, когда он получил свои первые крупные заказы, положившие начало наиболее важному периоду в его жизни. В 1610 году в Антверпене Янсенс присоединился к «Братству романистов» (Confrérie van Romanisten), обществу антверпенских гуманистов и художников, побывавших в Риме и следовавших традициям римского классического искусства. Высокие позиции, занимаемые членами Братства, предоставили ему хорошую возможность встречаться с потенциальными покровителями и заказчиками.
Янссенс скончался в Антверпене. Среди его учеников были его сын Абрахам Янсенс Второй, Джованни ди Филиппо дель Кампо, Микеле Десублео, Николя Ренье , Герард Зегерс , Теодор Ромбоутс и Стивен Уилс.
Янсенс писал религиозные, мифологические и аллегорические композиции . Он также писал бытовые сцены , портреты , аллегории пяти чувств или семи смертных грехов. Трудно определить хронологию творчества Янсенса, поскольку он датировал или документировал лишь некоторые из своих работ . После возвращения художника в 1602 году в Антверпен произведения Янсенса демонстрировали сильную зависимость от Рафаэля . Это ясно видно в композиции «Гора Олимп» (Старая пинакотека, Мюнхен), которая показывает сочетание изучения Янсенсом во время его пребывания в Италии античности, искусства Рафаэля, но также и Микеланджело . С 1606 года в его индивидуальном стиле стало проявляться влияние Караваджо . Считается, что это был ответ на новые тенденции в антверпенской школе . Он писал в «караваджистском» стиле около пяти-шести лет.
До возвращения Рубенса в Антверпен в 1608 году Янсенс считался лучшим живописцем исторического жанра своего времени. После того, как Рубенс стал доминирующей фигурой в создании больших алтарей для церквей Антверпена, Янсенсу пришлось искать заказы на монументальные произведения у провинциальных покровителей.
Его композиция «Скальдис и Антверпия» («Шельда и Антверпен», также известная как «Аллегория Шельды») 1609 года (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) является ключевым произведением периода караваджизма (Skaldis — древнеримское название реки Шельда). Картина была заказана городским судьёй Антверпена для прикрытия дымохода в Зале собраний муниципалитета города (Stadhuis), где 9 апреля 1609 года было подписано Двенадцатилетнее перемирие между Испанией и Голландской Республикой. Рубенс получил заказ по тому же случаю. Была надежда, что перемирие принесёт новое процветание и торговлю в Антверпен, в которых город традиционно зависел от реки Шельды. Эта картина была создана, когда художественное мастерство Янсенса достигло своего апогея. Фигура реки Скальдис вдохновлена скульптурой Тибра на Капитолийском холме в Риме, а сама композиция напоминает « Сотворение Адама » Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане . Влияние Караваджо проявляется в использовании сильных контрастов света и тени , а влияние художников болонской школы можно обнаружить в его «поисках благородной классичности» .
Другими произведениями, относящимися к караваджскому периоду, являются «Аллегория бремени времени» (Королевские музеи изящных искусств Бельгии, 1609), «Мир и изобилие» (Художественная галерея, Вулвергемптон, 1614), картина, которая также была заказана для Зала собраний муниципалитета Антверпена, и «Мёртвый Христос в гробнице с двумя ангелами» (Метрополитен-музей, ок. 1610). Последняя картина, вероятно, была заказана в качестве алтарного образа. Эта караваджистская композиция на десять лет опережает сопоставимые голландские произведения, такие как «Римское милосердие» Дирка ван Бабюрена .
Поздние работы Янсенса считаются менее убедительными. После 1612 года его стиль живописи, как и стиль других его коллег в Антверпене, попал под сильное влияние свободной живописной техники Рубенса. Однако картины Янсенса с изображениями поясных фигур по-прежнему считались новаторскими и влиятельными. Хорошим примером последних является «Распятие» (Музей изящных искусств, Валансьен, ок. 1620), в котором фигуры выглядят скульптурными и приобретают «культовую вневременность» .
Благодаря религиозным картинам, наиболее известными из которых являются «Положение во гроб» и «Поклонение волхвов», их колориту и величию замысла, Абрахам Янсенс считается предшественником Питера Пауля Рубенса . Однако, точнее будет сказать, что в своём зрелом стиле Янссенс «соединил романизм и традиционный фламандский натурализм, предвосхитив тем самым открытия Рубенса» .