Interested Article - Юрьев, Сергей Андреевич

Серге́й Андре́евич Ю́рьев ( 1821 —1888/ 1889 ) — русский литературный и театральный деятель XIX века , переводчик, редактор, публицист, критик.

Биография

Был первенцем в семье подполковника Андрея Николаевича Юрьева (1794—1857) и Александры Сергеевны Плоховой; родился 13 ( 25 ) мая 1821 года в селе Воскресенском Калязинского уезда Тверской губернии в усадьбе своего деда Сергея Александровича Плохова и, вероятно, был назван в его честь. Вскоре семья Юрьевых переселилась в сельцо Котягино, данное Сергеем Плоховым как приданое за дочерью. Там родились шестеро братьев и сестер Сергея Андреевича, все они были крещены в храме Успения Божьей Матери села Яринского. Сергей Андреевич был дальним родственником Михаила Лермонтова — их деды Николай Александрович Юрьев и Петр Юрьевич Лермонтов приходились друг другу троюродными братьями.

Начальное образование Сергей Андреевич получил дома. Затем учился в Московском дворянском институте и на втором (физико-математическом отделении) философского факультета Московского университета, который окончил в 1845 году.

Служил чиновником особых поручений при тверском губернаторе Александре Павловиче Бакунине .

В 1853 году получил место астронома-наблюдателя при обсерватории московского университета и прочитал в Московском математическом обществе два реферата «О солнечной системе», напечатанные в 1860-х годах в « Математическом сборнике ».

Болезнь глаз заставила Юрьева отказаться от занятий астрономией и отправиться в заграничное путешествие, во время которого он посещал немецкие и французские университеты. ВПо возвращении он основал в своём имении народное училище, устроил крестьянский театр, где ставились пьесы Островского и Писемского и народные сказки, переложенные им в драматическую форму. Первым его опытом был перевод комедии Кальдерона «Сам у себя под стражей». Впоследствии он перевёл ещё несколько пьес Кальдерона и Лопе де Вега , которые были собраны в его книге: «Испанский театр цветущего периода XVI и XVII вв.» (Москва, 1877). Кроме того, он перевёл ряд пьес Шекспира : « Антоний и Клеопатра », « Макбет », « Сон в летнюю ночь », « Король Лир », « Буря » и « Цимбелина ».

В 1871 году С. А. Юрьев стал издавать на средства А. И. Кошелева журнал « Беседа » . Предполагалось, что он будет продолжением славянофильской « Русской беседы »; но Юрьев настоял на такой широкой редакционной программе, к которой могли примкнуть представители самых разнообразных мнений, лишь бы это были мнения из искреннего убеждения. После прекращения выхода журнала в 1872 году Юрьев читал публичные лекции по истории драмы в доме Кошелевых и лекции о немецкой литературе на женских курсах профессора В. И. Герье .

В 1880 году он стал первым редактором журнала « Русская Мысль » и оставался во главе редакции в течение пяти лет. Журнал сразу занял славянофильское направление.

Юрьев принадлежал к числу тех литературных деятелей, которые оказывали влияние на современников не столько литературной деятельностью, сколько своей личностью. Писал он немного, но принимал горячее участие в московской литературной и театральной жизни. В 1878 году его избрали председателем Общества любителей российской словесности , а после смерти Островского — председателем Общества русских драматических писателей .

Благодаря стараниям Юрьева в 1880 году торжество открытия памятника Пушкину получило характер крупного общественного события.

Как горячий оратор, увлекательный собеседник он пользовался популярностью среди всей московской интеллигенции без различия направлений. Он с симпатией относился ко всякому идейному увлечению, хотя бы оно не соответствовало его собственным взглядам. Юрьев отличался полной терпимостью к чужим мнениям: как показал опыт издания «Беседы», он считал, что теоретические разногласия не устраняют возможности и необходимости единения разных партий на почве общих гуманных идеалов.

Собственное миросозерцание Юрьева сложилось в славянофильских кружках 1840-х годов, главным образом под влиянием А. С. Хомякова . Признавая вместе со славянофилами , что русская история идёт особым, своеобразным путём, он не считал, однако, нужным открещиваться от западноевропейского и никогда не доходил до обскурантизма .

Будучи искренне верующим человеком, он высказывался против позитивной философии , но в то же время относился с полным сочувствием к приобретениям современной науки; идеала церковного строя он искал не в византийских традициях, а в демократической общине первых веков христианства.

В общественной жизни Юрьев был сторонником так называемого «хорового начала», при котором слышен каждый отдельный голос и в то же время все голоса сливаются в одно гармоническое целое; он был также горячим поборником самого широкого участия общества в политической жизни страны.

Наиболее выдающиеся его статьи:

  • «Речь при открытии памятника Пушкину» (1880);
  • «Социальные стремления человечества и народная правда» (1882, «Русская мысль»);
  • «Значение театра, его упадок и необходимость школы сценического искусства» («Русская мысль», 1883, кн. 8);
  • « Опыт объяснения трагедии Гёте „Фауст“ » («Русская мысль», 1884, кн. 11-12), вышедший также отдельной брошюрой (М., 1886);
  • «Несколько мыслей о сценическом искусстве» («Русская мысль», 1888, кн. 2, 3, 5, 10; также издано отдельно редакцией «Русской Мысли», М., 1889).

После смерти Юрьева друзья почтили его память изданием сборника « В память С. А. Юрьева » (М., 1891). В одном из воспоминаний было приведено его мнение о христианстве и его мировом значении:

Сергей Андреевич высказал мнение, что христианская этика без веры в Христа, как в Искупителя и Бога, оказывается бессильною, и что нельзя ничего создать из тех сухих, формальных правил, в которые пытаются некоторые проповедники «новейшего христианства» обратить Евангелие. Но Сергей Андреевич порицал и то направление некоторых благочестивых критиков, представители которого нападают на художественные рассказы Л. Н. Толстого , потому что в них говорится о том, что нужно делать добро. — «И то, и другое нужно одинаково. Помилуйте», с негодованием говорил он: «они хотят, чтобы народ не знал, что для того, чтобы быть христианином, нужно делать добро! — Верь! только это и нужно, а o нравственности не смей и думать. Разве это возможно?»

В его доме провел детство и рос его племянник, будущий выдающийся драматический артист Юрий Юрьев .

Умер 26 декабря 1888 ( 7 января 1889 ) года в Москве и был похоронен в Новоалексеевском монастыре .

Примечания

  1. // СПб. : 1912. — Т. 24. — С. 342—344.
  2. // М. : Александр Наумович Гранат , 1890.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

Ссылки

  • в проекте «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
  • // Исторический вестник, 1891. — Т. 43. — № 3. — С. 793—803.
Источник —

Same as Юрьев, Сергей Андреевич