Театрон (театр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Александри́нский театр (полное официальное название — «Национальный драматический театр России (Александринский)» , в просторечии — Александринка, Пушкинский театр ) — петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени .
Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа ( 10 сентября ) 1756 , первоначальное название — «Русский театр для представлений трагедий и комедий» . Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков , директором театра стал драматург А. П. Сумароков . С 1759 года театр получил статус придворного .
С 1763 года, по причине смерти Волкова, во главе труппы становится старейший русский актёр И. А. Дмитревский .
«Российские придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова , Фонвизина , Я. Б. Княжнина , В. И. Лукина , П. А. Плавильщикова , П. Корнеля , Ж. Расина , Вольтера , Ж. Б. Мольера , П. Бомарше , долгое время выступали в различных театральных помещениях .
С начала 1770-х годов в репертуаре прочное место занимает комическая опера .
На месте современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси . Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром .
31 августа ( 12 сентября ) 1832 года , через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси , обращённое главным фасадом к Невскому проспекту . Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир .
На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре , 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек .
С 1832 года театр стал называться Александринским . Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны .
На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры.
В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.
В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года , повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль . В театре шли пьесы таких авторов, как М. Н. Загоскин , Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской .
Сцена театра была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — (1815) и Притворная неверность (1818). Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий . Погружение в водевиль привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.
…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант.
На протяжении дореволюционной истории был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I . Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актёры в 1830—1850-е — Н. О. Дюр , В. Н. Асенкова , А. В. Каратыгин , И. И. Сосницкий . В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова (1831) , «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).
Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами В. Н. Давыдова , К. А. Варламова , М. Г. Савиной , П. М. Свободина , В. В. Стрельской , В. П. Далматова , М. В. Дальского , П. А. Стрепетовой , затем В. Ф. Комиссаржевской .
C 1920 года стал именоваться « Государственный театр драмы » (или « Ак-драма » — от «академический»), затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина .
В театре, прозванном в 1920-е «режиссёрской меккой » , в разное время работали режиссёры Всеволод Мейерхольд , Игорь Терентьев , Сергей Радлов , Николай Акимов , Николай Петров , Леонид Вивьен , Григорий Козинцев , Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.
В годы блокады Ленинграда (с 1942 по 1944) театр был эвакуирован по льду Ладожского озера [ источник не указан 606 дней ] и находился в эвакуации в Новосибирске , работал в помещении театра «Красный факел» .
С 1975 по 1991 художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв .
В 1990-е название « Александринский » вновь стало официальным.
В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин , а главным режиссёром Николай Рощин .
В 1981 году театр награждён Орденом Октябрьской Революции .
24 декабря 1982 года награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР .
Театр проводит международный театральный фестиваль «Александринский». [ источник не указан 798 дней ]
30 августа 2006 года коллектив театра удостоен Благодарности Президента Российской Федерации За заслуги в развитии театрального искусства и достигнутые творческие успехи .
В мае 2010 года началось строительство второй сцены театра , планировавшейся ещё с 1980-х .
15 мая 2013 года новая сцена была открыта спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» .
В конце марта 2019 года министр культуры Владимир Мединский принял решение объединить Александринский театр с Волковским , объединив их в Первый национальный театр России. Но буквально в тот же день премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта «в связи с многочисленными обращениями общественности в адрес председателя правительства». Премьер-министр поручил Владимиру Мединскому провести широкое обсуждение этого проекта с привлечением профессионального сообщества и общественности Санкт-Петербурга и Ярославля . Никита Михалков положительно оценил идею объединения двух театров . Проект также был поддержан режиссёром Константином Богомоловым . В свою очередь советник президента по культуре Владимир Толстой высказался против данной идеи и назвал её «опасным прецедентом» . Также перспективу объединения театров раскритиковал глава Союза театральных деятелей Александр Калягин . В итоге объединение театров не состоялось. [ источник не указан 798 дней ]
В разное время в театре играли (в скобках указаны даты работы в театре):
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Народные артисты России:
Заслуженные артисты России:
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|