Церковь саентологии и Википедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь (капелла) Сорбонны , или Капелла Святой Урсулы Сорбонской ( фр. La Сһарelle de la Sorbonne , ( La chapelle Sainte Ursule de la Sorbonne ) — католическая церковь , входящая в комплекс зданий Сорбонны в Латинском квартале 5-го округа Парижа . Адрес: 19, rue de la Sorbonne, 75005 Paris .
История церкви восходит к 1257 году , когда теолог Робер де Сорбон , духовник короля Людовика IX Святого , основал в Париже богословский коллеж для детей из бедных семей. Археологические изыскания показывают, что на месте современной церкви в XVI веке действительно находилась частная часовня коллежа Сорбонны. Это было готическое здание с планом в виде латинского креста, очертание которого до сих пор можно увидеть в главном дворе современной Сорбонны. Остатки фундамента этой капеллы, освященной в 1326 году 21 октября, в праздник «Святой Урсулы и одиннадцати тысяч девственниц», был обнаружен при реконструкции Сорбонны в 1897 году.
Существующее здание возведено в 1626—1642 годах по проекту архитектора Жака Лемерсье . В 1642 году в церкви был захоронен первый министр короля Людовика XIII, кардинал Ришельё . Когда в 1622 году кардинал Ришельё стал директором коллежа Сорбонны, учебное здание и капелла при нём требовали значительной перестройки. В 1626 году кардинал поручил королевскому архитектору Жаку Лемерсье возглавить проектные и строительные работы. По желанию кардинала в проект капеллы включили и будущий мавзолей самого Ришельё. Работы по строительству учебных корпусов начались в 1626 году, но только в 1635 году Ришельё заложил символический краеугольный камень будущей церкви. Кардинал не успел увидеть свой мавзолей. Его похороны проходили на фоне продолжающихся работ.
В течение столетий, предшествовавших Французской революции, памятник использовался для религиозных служб коллежа Сорбонны. По воле кардинала Ришельё в церкви также проводили ежегодную заупокойную мессу. В годы революции Сорбонна была закрыта, а церковь заброшена. В 1790 году коллеж Сорбонна, как богословская школа, перестал существовать. В 1808 году декретом Наполеона Бонапарта все здания были отданы в распоряжение университета города Парижа. Богослужения начались в 1822 году по инициативе последнего представителя рода дю Плесси, герцога Арман Эммануэль дю Плесси Ришельё, главы правительства Людовика XVIII . В 1828 году его сестра сделала пожертвование в размере десяти тысяч франков на восстановление ежегодной мессы.
Во время революции в декабре 1794 года здание было разграблено как памятник ненавистного народу абсолютизма. Гробница кардинала, как и некрополь в целом, были разорены, а тела осквернены. Культ был восстановлен в 1853 году под руководством декана теологического факультета Анри Маре, которого вскоре прозвали «епископом Сорбонны». Однако дебаты об использовании здания продолжались; планировалось превратить бывший некрополь в концертный амфитеатр или вообще разрушить. Храм был окончательно закрыт для богослужений в декабре 1906 года в соответствии с законом об отделении церкви от государства. В 1921 году совет Парижского университета постановил ежегодно в декабре отмечать юбилейную мессу кардинала Ришельё. Однако конфликты сторонников регулярных богослужений и администрации университета продолжались длительное время.
Церковь Сорбонны получила статус исторического памятника 10 февраля 1887 года. В 1969 году ректор Робер Малле после студенческих волнений в мае 1968 года отменил юбилейную мессу. Однако мессу продолжали проводить до 1980-х годов. В 1975 году весь комплекс сооружений Сорбонны, включая церковь, были признаны историческим памятником. Большой амфитеатр приспособили для проведения официальных приёмов и выставок . В 2004—2010 годах были проведены реставрационные работы.
Церковь Сорбонны (1635—1642) является шедевром архитектора Жака Лемерсье. Вместе с тем она представляет собой типичную постройку стиля Людовика XIII, совмещающего итальянские и французские традиции. Этот стиль характеризуют как оригинальный сплав классицизма и элементы барокко и называют французским классицизирующим барокко.
По композиции церковь восходит к типично «римской схеме» — канонической композиции конгрегационных (орденских) церквей римского барокко, разработанной архитекторами ордена иезуитов. В частности, в фасаде парижской церкви можно проследить развитие композиции римской церкви Иль-Джезу . Композиция фасадов таких церквей строится симметрично на двух ярусах с треугольным фронтоном и волютами по сторонам. Характерны раскрепованный антаблемент , сдвоенные колонны, статуи в нишах. Большой «римский купол» на восьмигранном барабане — первый в своем роде во Франции — возведён над средокрестием, увенчан световой башенкой- лантерной с характерными для архитектуры стран Северной Европы вытянутыми оконными проёмами и миниатюрным шатром, похожим на шпиль. Впоследствии такая схема стала традиционной для французской архитектуры. Жак Лемерсье повторял её неоднократно с вариациями в деталях. Близкую композицию позднее создал Жюль Ардуэн-Мансар в парижской церкви Дома инвалидов (1676—1706).
Проект Жака Лемерсье является продолжением архитектурных достижений эпохи Возрождения и барокко, но во многом оригинален. Храм имеет три нефа , уравненных по высоте, пересекающий их трансепт с цилиндрическими сводами не приближен к алтарной части, как обычно делали в итальянских храмах, а расположен точно посередине, к тому же «рукава» трансепта не выходят за границы трёхнефной постройки. В средокрестии образуется нечто вроде зального пространства, пронизанного светом, льющимся из больших окон. Таким образом подчёркивается классицистическая симметрия и замкнутость внешнего объёма церкви. Два алтаря обращены к двум входам: главный алтарь находится в конце хора, а монументальный алтарь, посвященный кардиналу, обращен к крыльцу, выходящему во двор коллежа. По сторонам большого подкупольного квадрата расположены четыре малых капеллы.
В четырёх нишах главного фасада находятся статуи: Святого Фомы Аквинского , Пьера Ломбарда (теолога и епископа Парижа), епископа Ж.-Б. Боссюэ и Ж. Жерсона , доктора теологии и канцлера Парижского университета в XIV—XV веках. Четыре статуи по сторонам верхнего яруса фасада изображают Моисея, Иоанна Евангелиста, Святых Петра и Павла. Центральное окно было изменено в XIX веке, в нём установили часы с гербом кардинала, которые поддерживают две музы.
Создание внутреннего убранства церкви было поручено живописцу Филиппу де Шампеню и скульптору Франсуа Жирардону . Интерьер церкви Сорбонны облицован светлым арденнским известняком, украшен пилястрами и лепниной, статуями в нишах. Росписи ограничены алтарной частью и сводами. Четыре медальона на парусах свода символизировали четырёх евангелистов. В XIX веке они были изменены, чтобы проиллюстрировать четыре факультета нового Парижского университета: филологии, естествознания, права и медицины. В хоре находится скульптурное надгробие кардинала Ришельё работы Франсуа Жирардона (1628—1715) .
Помимо захоронения (кенотафа) кардинала Ришельё в церкви Сорбонны были захоронены выдающиеся люди Франции:
Погибшие за Францию: