Бец, Владимир Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Алексеевич Пяст (настоящая фамилия Пестовский , 19 июня [ 1 июля ] 1886 , Санкт-Петербург , Российская империя — 19 ноября 1940 , Голицыно , Московская область , РСФСР , СССР ) — русский поэт -символист, прозаик, литературный критик , переводчик, теоретик литературы, один из биографов поэта Александра Блока , с которым много лет дружил.
Владимир Пяст происходил, по семейной легенде, из польского рода Пястов , родился в семье потомственного дворянина, коллежского асессора , актёра-любителя, энтомолога по образованию. Окончил с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета . В 1906 перевёлся на романо-германское отделение филологического факультета ввиду своих литературных увлечений (художественные взгляды с тех пор не изменял: всю жизнь оставался «западником» и «воинствующим символистом»).
Со стихами начал выступать с 1900, начал печататься в 1905 году, среди первых опубликованных стихотворений были переводные.
В 1905 отправился в поездку в Мюнхен , где в 1906 с ним произошёл первый психический срыв, после которого он шесть недель провёл в психиатрической клинике. В дальнейшем был подвержен попыткам самоубийства.
В студенческие годы Пяст был одним из лидеров «Кружка молодых» (объединение поэтов-символистов при университете), посещал литературные собрания Вяч. Иванова , З. Гиппиус , Ф. Сологуба . В 1909 году выходит первый стихотворный сборник В. Пяста «Ограда».
В 1910—1917 гг. он переводит с испанского, пишет статьи на литературные темы и выступает с лекциями о футуризме и символизме, увлекается декламацией.
Во время Первой мировой войны его призвали на фронт, но из-за психического заболевания, вспышки которого мучили В. Пяста всю жизнь, он был комиссован.
После Октябрьской революции занял антибольшевистскую позицию, прервал отношения с Блоком после поэмы « Двенадцать ».
В годы революции и Гражданской войны пишет романы (оставшиеся неопубликованными: «Роман без названия», «Возрождение»), много работает как журналист и переводчик, занимается теорией декламации и стиховедением . Служил в Институте живого слова в Петрограде.
Об этом периоде Евгений Шварц вспоминал :
В начале двадцатых годов сходил Пяст несколько раз с ума. Начиналось это обычно с того, что в одном из тёмных и длинных коридоров, в глубинах Дома искусств или, говоря проще, в служебных помещениях бывшего елисеевского особняка находили Пяста стоящим лицом к стене и на одной ноге. На вопросы он не отвечал, с места сойти отказывался, и скорая помощь увозила его в психиатрическую лечебницу. И вскоре он возвращался в состоянии обычном для себя.
В 1926 году переехал в Москву. Активно занимался переводами с немецкого — в частности, переводил поэтов-экспрессионистов в антологии Г. Петникова «Молодая Германия» (Харьков, 1925) и с испанского — преимущественно поэтической драматургии Тирсо де Молины , Лопе де Вега и т. д. В РГАЛИ хранятся его неизданные переводы из главного латиноамериканского поэта начала XX века — Рубена Дарио . Перевёл с французского роман « Гаргантюа Пантагрюэль » Франсуа Рабле . Также переводил Сервантеса , , Эрнста Толлера и др.
6 февраля 1930 года арестован, приговорён по статье 58-10 и 58-11 (контрреволюционная агитация и участие в контрреволюционной организации) к трём годам высылки, которые провёл сначала в Архангельске , затем в Кадникове Вологодской области . Уже во время пребывания Пяста в ссылке вышла книга «Современное стиховедение. Ритмика» (Л., 1931) . В 1932 году прошёл слух о самоубийстве Пяста («Социалистический вестник», 1932) — этот слух позднее фигурировал в письме В. Сержа к А. Жиду («Бюллетень оппозиции», Париж, 1936), он вызвал ряд некрологов Пяста в эмиграции .
По окончании срока в 1933 году сослан в Одессу , где женился на К. И. Стояновой. В 1936 благодаря хлопотам Мейерхольда , Пришвина и других смог вернуться в Москву , жил в подмосковном Голицыне.
Скончался в 1940 году от рака лёгких (по другим данным, покончил с собой), похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (3 уч.).
« Литературная газета » опубликовала некролог, в котором говорилось: «В трудной своей жизни Пяст никогда не снижал своего мастерства. Он написал не очень много, но то, что он оставил, сделано хорошо» .
Лирика его религиозна. Он говорит о Божественном происхождении бытия и воздействии духовного начала на повседневность. Картины природы и пейзажи становятся в самом лучшем смысле выражением духовности .
В 1926 году за подписью Пяста в свет вышла детская стихотворная книжка «Лев Петрович». В действительности, как позднее установил советский литературовед Мирон Петровский , её автором был Самуил Маршак , решивший таким образом оказать помощь своему другу. Образ Льва Петровича, выведенного в этой книге, и стиль поэта предвосхищают другое произведение Маршака – « Вот какой рассеянный! » (1930).