Бородина, Ольга Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
О́льга Влади́мировна Гзо́вская ( 10 ( 22 ) октября 1883 , Москва — 2 июля 1962 , Ленинград ) — русская и советская актриса театра и кино.
Родилась в семье чиновника московской таможни польского происхождения. В 1905 году окончила театральное училище при Малом театре (педагог — А. П. Ленский ) и 1 сентября 1905 года поступила в Малый театр (первая — роль Ариэль в «Буре» У. Шекспира , октябрь 1905), служила в театре с 1905 по 1910 годы. Играя в Малом театре, Гзовская брала уроки у Станиславского . В июле 1908 года вышла замуж за В. Нелидова (первый муж), управляющего труппой Малого театра. В 1908—1909 гастролировала по городам России . В 1910 году перешла в Московский Художественный театр , в 1917 году вернулась в Малый (1917—1919). С осени 1919 года преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии Большого театра , концертировала. Летом 1920 года выступала на фронте с концертной программой.
В ноябре 1920 года со своим мужем — актёром В. Гайдаровым и ещё с несколькими артистами МХТ уехала за границу.
Это произошло довольно неожиданно, никто из актёров не готовился к отъезду. Они гастролировали по Украине , но Гражданская война в 1919 году отрезала их от Москвы. Люди стали пытаться как-то выжить, постепенно к ним присоединялись другие московские артисты, оказавшиеся также отрезанными в других частях страны, в том числе несколько актёров труппы Синельникова . В итоге возникла довольно многочисленная группа известных театральных деятелей, куда входили, помимо Гзовской и Гайдарова, Алла Константиновна Тарасова , Василий Иванович Качалов , его супруга Н. Н. Литовцева , Ольга Леонардовна Книппер-Чехова , , её муж актёр Путята, Н. О. Массалитинов , , Владимир Жедринский , , М. Н. Германова , Е. Н. Рощина-Инсарова , Пётр Фёдорович Шаров и многие др. Решили держаться вместе. Об этом эпизоде из жизни родителей и истории МХТ писал Вадим Шверубович , сын Качалова и Литовцевой.
, историк театра, автор книги «Русская театральная эмиграция» в Центральной Европе и на Балканах»:
Каким образом образовалась эта группа, известно, но напомню, что во время Гражданской войны (этот сюжет подробно описан в книге Вадима Шверубовича о старом Художественном театре и неоднократно это публиковалось в журналах ещё в советское время) группа актёров, в которую входили такие видные люди, как Массалитинов, Качалов, Ольга Книппер-Чехова, Крыжановская, просто поехали подкормиться в Киев. Потом они оказались, в результате перипетий Гражданской войны, отрезанными от Москвы, и стали путешествовать по югу России. Когда они достигли Тифлиса, теперешнего Тбилиси, и гастролировали там с огромным успехом, поступило предложение от некоей итальянской киностудии снять фильм с их участием в Италии. Фирма даже оплачивала путешествие на пароходе. И думая, что они не только сделают эти съёмки в Италии, но и смогут гастролировать по родственным славянским странам, а у них были связи, в частности, с болгарами, многие из которых в 1910-е годы стажировались в МХТ, они решились на эту авантюру. По правде говоря, другого выхода и не было, потому что Москва была отрезана, было совершенно непонятно, как возвращаться, что играть. Таким образом, эта качаловская группа выехала в 1919 году и прибыла сначала в Стамбул, а потом уже в Софию. И так началась эта эпопея, которая продолжалась до 1921 года, когда, списавшись со МХТом, который к тому времени уже стал играть, им стало понятно, что многие из присутствующих тогда в Берлине нужны во МХТе, и советское правительство очень хотело бы их заполучить обратно, в частности, таких людей, как и некоторые другие актёры, их просто приглашали персонально. Другие или не получили приглашения, или после длительной переписки поняли, что их не ждут, что их репертуар нежелателен или не востребован .
Работала в Эстонии , Латвии и Литве , Чехословакии , Югославии , Польше , Германии , где совместно с мужем организовала киностудию. Но не будучи профессиональными предпринимателями, не сумели содержать её. В берлинском Городском оперном театре в 1926 году Гзовская поставила «Пиковую даму» П. И. Чайковского .
По возвращении 1932 году в СССР, работала в концертных организациях Москвы. В ноябре 1934 переехала в Ленинград, где продолжила концертную деятельность и постановила несколько литературных композиций. В 1939 была пришла в ленинградский Театр им. Ленинского комсомола. Но в связи с началом войны эвакуировалась в Новосибирск , где продолжала театральную работу, поставив спектакли «Самодуры» К. Гольдони и «Домик в Черкизове» А. Н. Арбузова . В марте 1943 поступила в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина , где работала до 1956. Кроме того, руководила кружками художественной самодеятельности Дома учёных , Клуба моряков и др.
Перешла в конце жизни на педагогическую работу.
Похоронена в Москве на Введенском кладбище (11 уч.).
Ариэль («Буря» Шекспира ), Беатриче (« Много шума из ничего » Шекспира), Эрика («Молодёжь» М.Дрейера), Тея («Праздник жизни» Г.Зудермана), Ирэн («Золотое руно» С. Пшибышевского), Клерхен («Вечерняя заря» Ф.Бейерлейна), Наташа («Над жизнью» Н.Шкляра ), Кэтти («В старом Гейдельберге» В.Мейер-Форстера), Дездемона (« Отелло » У. Шекспира), Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец» Островского , Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу ), мисс Мейбл Чилтерн («Идеальный муж» О. Уайльда ), Керубино (« Безумный день, или женитьба Фигаро » П. Бомарше ). В 1917—1919 гг.: Софья (« Горе от ума » А.Грибоедова ), Саломея («Саломея» О.Уайльда ), Лидия Чебоксарова (« Бешеные деньги » А.Островского ).