Interested Article - Тиния (божество)
- 2021-11-12
- 1
Тиния ( Tinia ), также Тин ( Tin ) и Тинс ( Tins ) — божество этрусского пантеона, верховный бог; функции: бог неба, бог-громовержец, бог погоды, возможно, бог Солнца, солнечного света, бог дня; муж богини Уни , отец богини Менрвы.
Имя Тиния имеет этрусское происхождение (от этрусского tin , что означает "день" ).
Марк Теренций Варрон назвал Тинию верховным божеством этрусков: «deus Etruriae princeps».
Тиния относится к семейству богов сугубо этрусского происхождения (наряду с Вейей, Туран и др.).
Во многом, особенно после синкретических трансформаций, Тинию соотносят с греческим Зевсом и римским Юпитером , хотя некоторые отличия остались.
Атрибуты
Главным атрибутом Тиния являются молнии, которые он держит в своих руках. На бронзовых зеркалах можно часто встретить Тинию, держащего связку молний в руках.
Этруски различали 11 видов молний, но Тиния управлял лишь тремя из них. Причём Тиния мог использовать по своему усмотрению только два типа молний - приносящие удачу и предупреждающие, а чтобы применить третий тип молний, - разрушающие, - ему необходимо было получить разрешение Совета 12 богов, называемых на лат. или Dii involuti , что значит скрытые или неназываемые боги ( ).
Функции
Имя Тиния относится к семейству этрусских имён и происходит от этрусского tin , что означает "день" , - что наводит на мысль о связи данного божества с дневным светом и Солнцем (дневным светилом).
В религии этрусков Тиния являлся верховным богом, богом неба и погоды, богом-громовержцем (хотя не единолично управлял всеми типами молний).
С 5 века до н. э. Тинию стали считать главой этрусского пантеона, по аналогии с греческим богом Зевсом и греческим пантеоном.
Также Тиния в семейной триаде Тиния— Уни —Менрва выступает в роли бога-отца.
Наряду с функциями бога-громовержца и повелителя погоды Тиния исполнял и роль хтонического божества , связанного с плодородием и загробным миром . В этом качестве Тиния конкурировал, либо частично слился с божеством Вертумном, имеющего италийское происхождение.
Изображение и надписи
Важным археологическим источником имени Тиния является бронзовая печень из Пьяченцы , где ему выделены 4 региона.
Часто находят надписи в честь Тиния на вотивных предметах. Самым известным из них можно назвать химеру из Ареццо . На её передней правой ноге есть надпись, которая читается как TINSCVIL, то есть «дар Тину» .
Изображения Тиния встречаются на бронзовых зеркалах, где он представлен в сценках, соответствующих мифам о Зевсе .
Изначально, до эллинизации италийского региона, Тиния изображался молодым юношей без бороды (характерный образ вегетативных божеств).
Но, начиная с 5 в. до н.э., образ Тина в регионе меняют на образ зрелого (пожилого?) мужчины с густой и пышной бородой, соответствующий греческому Зевсу. В это же время начинается процесс переноса мифов, связанных с Зевсом, на Тиния.
Примечания
- ↑ Nancy Thomson de Grummond, Erika Simon . The Religion of the Etruscans. — University of Texas Press, 2009.
- ↑ Giuliano Bonfante, Larissa Bonfante . The Etruscan Language: An Introduction. — Manchester University Press, 2002
- Larissa Bonfante. Etruscan Life and Afterlife: A Handbook of Etruscan Studies. — Wayne State University Press, 1986.
Литература
- Larissa Bonfante. Etruscan Life and Afterlife: A Handbook of Etruscan Studies. — Wayne State University Press, 1986
- Nancy Thomson de Grummond . Etruscan Myth, Sacred History and Legend. — UPenn Museum of Archaeology, 2006
- Nancy Thomson de Grummond, Erika Simon . The Religion of the Etruscans. — University of Texas Press, 2009
- Johann Figl . Handbuch Religionswissenschaft: Religionen und ihre zentralen Themen. — Vandenhoeck & Ruprecht, 2003
- W. von Bartels . Die Etruskische Bkonzeleber von Piacenza: In Ihrer Symbolischen Bedeutung. — Springer-Verlag, 1910
- Giuliano Bonfante, Larissa Bonfante . The Etruscan Language: An Introduction. — Manchester University Press, 2002
- 2021-11-12
- 1