Interested Article - Венера Стыдливая

Венера Капитолийская . Палаццо Нуово. Капитолийские музеи, Рим

Венера Стыдливая , Венера Целомудренная ( лат. Venus Pudica ) — тип статуи Венеры , изображающей богиню обнажённой или полуобнажённой перед, или после купания, входящей или выходящей из воды (тип Афродита Анадиомена ) и стеснительно прикрывающей одной рукой лоно, а другой грудь.

Все варианты такой композиции восходят к древнегреческому оригиналу Афродиты Книдской (350—330 гг. до н. э.), произведению скульптора Праксителя , самому прославленному изображению богини красоты и любви в античности . Считается, что Афродита Книдская была первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве .

К типу Venus Pudica относят многие знаменитые произведения искусства. Среди них Афродита Сиракузская (древнеримская реплика II века н. э. древнегреческого оригинала), хранится в Национальном археологическом музее в Афинах (название «Сиракузская» получила за идентичность со статуей Афродиты, которая находится в городе Сиракузы ) . Это римская реплика II века. н. э. с того же оригинала. Известна под названиями « Венера Сиракузская » или «Венера Ландолинская» (Venus Landolina) — по имени археолога Саверио Ландолина , который нашел её в 1804 году в руинах древнегреческого нимфея в Сиракузах.

Тема Венеры Стыдливой была особенно популярна в эпоху эллинизма . Известны работы греческого скульптора Дойдалса ( Венера на корточках ), многочисленные реплики италийских мастеров, среди которых Венера Капитолийская , Венера Медицейская , Афродита Браски, получившая название по имени первого владельца Джованни Анджело Браски (Папа Римский Пий VI) I в. до н. э. (Мюнхен, Глиптотека), Афродита Альтемпс, Венера Бельведерская и многие другие скульптуры.

Галерея

«Venus Pudica» в Новое время

В 1804 году популярный в своё время итальянский скульптор Антонио Канова выполнил реплику (отличающуюся в деталях) статуи «Венеры Медицейской» взамен похищенной Наполеоном Бонапартом в 1799 году из флорентийской галереи Уффици . Когда оригинал в 1815 году был возвращён на место, произведение Кановы перенесли в Палаццо Питти во Флоренции, где оно и находится в настоящее время. Статуя получила название Венера Италийская. Копии и реплики Венеры Италийской были необычайно популярны в XIX веке, они украсили многие дворцы, сады и парки в разных странах, например архитектурные сооружения Чарльза Камерона в Павловске и Царском Селе под Петербургом.

Тема «Venus Pudica» нашла отражение в живописи. В эпоху Возрождения итальянские художники читали произведения античных писателей с описаниями древних статуй, изучали изображения римских на рельефах и медалях, но интерпретировали эти источники по-новому, изучая природную красоту своих прекрасных подруг. Сложилось понятие «наготы естественной» ( итал. nudità naturale ). Природная красота воплощалась в изображениях купальщиц и нимф с пристальным вниманием к форме и пластике обнажённой натуры. Главной эстетической проблемой оставалось сочетание «красоты небесной» и «красоты земной» ( итал. bellezza celeste e bellezza profano ), восходящее к текстам диалогов Платона («Пир»; 180 d) .

В отличие от античной, идеализированной, отвлечённой красоты, новая эстетика была чувственной и одновременно демонстрирующей христианское целомудрие. Эта «взрывная» красота отражена, в частности, в картине Сандро Боттичелли « Рождение Венеры », на которой образ Венеры дан по образцу «Venus Pudica». Эта же тема нашла отражение в картине Тициана «Любовь земная и любовь небесная» и стала основной в творчестве Джорджоне .

Сандро Боттичелли . Рождение Венеры . Около 1485 г. Уффици , Флоренция

Примечания

  1. Дата обращения: 31 октября 2020. 25 февраля 2020 года.
  2. Фиренцуола А. О красотах женщин // Эстетика Ренессанса. — В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 364—367
  3. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона. О любви // Эстетика Ренессанса. — В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 144—235
  4. Власов В. Г. . Венера // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 459—460

Литература

  • Gisela M. A. Richter. L'arte greca. — Torino: Einaudi, 1969.
  • Ranuccio Bianchi Bandinelli, Enrico Paribeni. L'arte dell'antichità classica. Grecia. — Torino: UTET Libreria, 1986. — ISBN 88-7750-183-9 .
  • Giuliano A., Storia dell’arte greca , Carocci, Roma 1998 ISBN 88-430-1096-4
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell’arte , volume 1, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7107-8
Источник —

Same as Венера Стыдливая