Расположен в усадьбе, построенной в 1815 году дворянами Ананьиными. В 1849 году усадьба перешла в собственность купцов-
москательщиков
Львовых
, которые занимали её вплоть до 1930-х годов. В
советское время
это был жилой дом с уплотнённым заселением. Восстановлен в 2011 году как памятник
деревянного зодчества
XIX века
. Фасад его богато украшен
домовой резьбой по дереву
сложного узора.
В музее собрана коллекция работ художников
русского авангарда
начала XX века (
М. Матюшин
,
Е. Гуро
), и работы современных художников
. Собрание включает также работы российских фотографов XXI века.
В своей деятельности МОК представляет историю формирования и развития «
органического
»
направления в российском искусстве
, проблемы Органической культуры
. Министерство культуры Московской области в своём издании, посвящённом музеям Подмосковья «100 музеев Подмосковья», особо выделяет значимость научной программы Музея органической культуры: «Что такое органическое движение в искусстве и актуальность
органического направления в русском авангарде
»
Коллекция
Музей состоит из трёх подразделений: Музей искусств XX—XXI веков, Музей российской фотографии, Музей традиции
. Каждое подразделение имеет самостоятельную значимость, но в целом они дают представление именно об органике в искусстве.
Музей искусств XX—XXI вв.
В постоянной экспозиции
Музея искусств XX—XXI вв. находятся работы
Елены Гуро
и
Михаила Матюшина
, ключевых фигур Органической культуры
.
В 1923—1926 годах Михаил Матюшин
возглавлял отдел Органической культуры в
ГИНХУКе
. Задачей отдела было опытным путём, лабораторным исследованием проверить, подтвердить или уточнить найденные при наблюдении на натуре особенности поведения и взаимодействия главных средств пластического языка — формы, цвета
, а позднее — исследование влияния на них звука. Особенность изучения цвета, формы, звука заключалась в том, что их исследование и живое наблюдение велось не изолированно, а с учётом пространственной среды, в которой оказывались те или иные объекты наблюдения. Это достигалось «расширенным смотрением» «
ЗОР-ВЕД
»
(зрение + ведание), которое создавало понимание взаимосвязей, «слитность сущностей, а не видимостей».
.
Наиболее выдающимися мастерами этого направления были братья и сёстры
Борис
, Мария и Ксения Эндер.
В постоянной экспозиции Музея российской фотографии «Исторические страницы» представлены следующие направления фотоискусства:
пикториализм
(художественная фотография),
пейзаж
(фотосъёмка с натуры), этнографическая фотография 2-й половины XIX в.,
документализм
, студийная фотография
.
Готовясь к пятилетнему юбилею, Музей провёл масштабную (более 120 работ) выставку известного скульптора
Андрея Красулина
. Его метод художественного воплощения, не вписывающийся ни в одно из жанровых и стилистических определений, оказался слишком радикальным для чопорной Москвы, но «органично» вписался на примузейном участке и собственно в музее, таком же нестандартном и странном, как и экспозиция Андрея Красулина. На всём пространстве были разбросаны трёхмерные
инсталляции
и объекты
ленд-арта
,
мобили
и
мандалы
. Однако и этого оказалось недостаточно. Для экспонирования красулинского проекта «Бронза о Мандельштаме»
на территории коломенского музея был построен занозистый, грубо отёсанный
барак
, в котором демонстрация на современных мониторах дополнялась «живыми» рукописными поэтическими листками
. Всё вместе это изменяло представление о монументальном искусстве в плоскости, перпендикулярной устоявшимся понятиям. Соответственно необычный метод художника Андрея Красулина, вдохновлённого поэзией
Осипа Мандельштама
и
Александра Введенского
, потребовал нетривиального издательского подхода
.
(англ.)
. Curated by Alla V.Povelikhina.2000. Galerie Gmurzynska.
Органика. Новая мера восприятия Природы художниками русского авангарда XX века. Каталог выставки. Московский центр искусств.
М.
2001.
ISBN 5-901751-03-5
Михаил Матюшин. Творческий путь художника. — Музей органической культуры. Коломна. 2011.
ISBN 978-5-4253-0274-8
Победа над Солнцем
. Издание осуществлено в рамках выставки «Музей великих надежд». Арсенал, ГЦСИ, Волго-Вятский филиал. По изданию «Творческий путь художника», Музей органической культуры, 2011 г.
ISBN 978-0-946311-19-4
Ефимов А. В. «Цвет + форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, лэнд-арт, дигитал-арт)»
М.
: БуксМАрт, 2014—616 с. «Органика» — стр 181—197.
ISBN 978-5-906190-14-7
Повелихина А. В.
Велимир Хлебников в Петербурге — Петрограде: Описание выставки в Государственном музее истории Ленинграда. —
Л.
, 1986.
ISBN 5-289-01928-6
Елена Гуро
— поэт и художник, 1877—1913: Живопись, графика, рукописи, книги: Каталог выставки / Автор-составитель и автор вступительной статьи А. В. Повелихина; Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Рукописный отделИнститута русской литературы, Российский государственный архив литературы и искусства. —
СПб.
: Мифрил, 1994. — 113 с. —
ISBN 5-86457-007-9
.
Примечания
↑
(рус.)
Кабанова, Ольга
(неопр.)
.
The Art Newspaper Russia
(2 июля 2020). Дата обращения: 11 октября 2020.
11 октября 2020 года.
Ломако, Евгений
(неопр.)
.
Наше Наследие
№ 102 (2012). Дата обращения: 10 октября 2020.
6 июля 2013 года.
↑
(неопр.)
.
Официальный сайт телеканала «Культура»
.
Культура
(1 сентября 2011). Дата обращения: 2 июля 2015.
23 января 2018 года.
↑
Павликова, Алла.
(неопр.)
. Архитектурный вестник, № 3 (108) (29 сентября 2008). — «…собрана уникальная коллекция работ русского авангарда начала XX в. К середине 1910-х гг. в авангардном искусстве выделилось несколько направлений, в том числе «органическое».» Дата обращения: 8 июля 2015. Архивировано из
7 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2015.
13 сентября 2019 года.
от 23 января 2018 на
Wayback Machine
// Телеканал «Культура», 1.09.2011.
Лосский, Н.
Мир как органическое целое. — МОК. — 2014.
(неопр.)
«
Коммерсантъ
» № 79 (29 апреля 1993). Дата обращения: 4 июля 2015.
5 июля 2015 года.
«Organica» / Под редакцией Аллы Повелихиной и др.. — Galerie Gmurzynska. — 1999.
↑
Радиостанция 102,3 FM "Благо".
(неопр.)
Время Культуры на радио "Благо"
(2014 год). Дата обращения: 3 июля 2015. Архивировано из
4 июля 2015 года.
Министерство культуры Московской области.
100 музеев Подмосковья. — Санкт-Петербург: ООО "ЛД-ПРИНТ", 2015. — С. 68,69. — 203 с. —
ISBN 978-5-94509-053-8
.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 июля 2015.
4 июля 2015 года.
Антон Компотов.
Колыбель русского авангарда. — Историческая прогулка.
Замятин, Дмитрий.
(неопр.)
.
Независимая газета
(14 марта 2002). Дата обращения: 2 октября 2015.
2 октября 2015 года.
(неопр.)
.
Энциклопедия русского авангарда
. Дата обращения: 3 июля 2015.
4 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2015.
2 июля 2015 года.
«Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века» / Автор концепции выставки и научный редактор каталога Алла Повелихина. — «RA». Москва.. — 2000.
Михаил Матюшин.
Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний / Предисловие Л. Жадовой. — 2007 г. — 72 с. —
ISBN 978-5-94056-016-4
.
Ольга Кабанова.
(неопр.)
. Публикация в газете "Известия" (26 октября 2001). Дата обращения: 4 мая 2015.
5 мая 2015 года.
Александр Туфанов.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 мая 2015.
4 мая 2015 года.
Энциклопедия Кругосвет.
(неопр.)
. Дата обращения: 4 мая 2015.
18 июня 2012 года.
«Владимир Стерлигов» / Высказывания Владимира Стерлигова приводятся по записям Аллы Повелихиной, сделанным во время разговора с художником. — Санкт-Петербург. — 2009. —
ISBN 978-5-91542-044-0
.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2015.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2015. Архивировано из
2 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 мая 2015.
8 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2015.
2 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 мая 2015.
2 июля 2015 года.
(неопр.)
Портал о культуре Коломны
. Дата обращения: 2 июля 2015.
2 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 мая 2015.
2 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2015.
28 августа 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 июля 2020.
27 июля 2020 года.
от 30 ноября 2020 на
Wayback Machine
// Телеканал «Культура», 2.10.2015.
(неопр.)
. Музеи России (2 декабря 2008). Дата обращения: 11 октября 2020.
11 октября 2020 года.
от 26 июля 2020 на
Wayback Machine
, Музей органической культуры, Коломна, 2015