Ю́рий Никола́евич Ги́рин
(р.
8 ноября
1946
(
1946-11-08
)
, станица Мечётинская Зерноградского района Ростовской области) — советский и российский
филолог
, испанист. Специалист по латиноамериканской литературе, теории культуры и проблемам авангарда.
Биография
Закончил
Пятигорский педагогический институт иностранных языков
по специальности учитель испанского и немецкого языков средней школы (1970). С
1971
по
1976
гг. работал учителем рисования и черчения в средних школах г.
Кисловодска
.
Учился в аспирантуре на кафедре зарубежной литературы
филологического факультета МГУ
им. М. В. Ломоносова (1976-
1979
). Защитил диссертацию по теме «Поэзия
Хосе Марти
» (
1986
).
В
1980
—
1991
работал старшим контрольным редактором испанской редакции издательства «
Прогресс
» (затем — «Радуга»).
С 1991 по
1993
— научный сотрудник Института
Латинской Америки
РАН
.
С 1993 по настоящее время — ведущий научный сотрудник Отдела литератур Европы и Америки Новейшего времени
Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН
; ведущий научный сотрудник Отдела ибероамериканского искусства
Государственного института искусствознания
. Выступает как переводчик и теоретик культуры.
Научная деятельность
Занимался переводами научной (
литературоведение
‚ философия) и художественной литературы (проза‚ поэзия) с русского языка на испанский и с испанского на русский. Обычно выступает одновременно как переводчик и интерпретатор творчества переводимого автора: в этом качестве проявил себя, например, в книгах «Избранное»
Х. Х. Арреолы
(СПб., Изд-во
Ивана Лимбаха
,
2007
), «Висенте Уйдобро» (Изд-во
Рудомино
, М., 2007). Перевел книгу мексиканского философа Л. Сеа «Философия американской истории» (М., «Прогресс»,
1984
).
Основные труды опубликованы в 5-томной Истории литератур Латинской Америки, в альманахах «Iberica Americans» и «Проблемы ибероамериканского искусства», а также в журналах «Латинская Америка», «Вопросы искусствознания» («Искусствознание»), «Творчество», «Вопросы литературы», «Вопросы философии», «Культура и искусство», «Исторический журнал», «Диалог со временем», в интернет-изданиях и в иностранных журналах Испании,
Кубы
,
Мексики
,
Бразилии
, Японии. Неоднократно выступал с лекциями за рубежом (Куба, Мексика), принимал участие в многочисленных конференциях и «круглых столах» в Москве, выступал в телепередачах (канал «
Культура
») и по разным темам — в
Институте Сервантеса
.
Составитель, автор и ответственный редактор 2-томника «Авангард в культуре XX века (1900—1930). Теория. История. Поэтика». (М.,
ИМЛИ
РАН,
2010
).
Работы в коллективных трудах
-
«Литература Кубы» / История литератур Латинской Америки. Кн. IV. М.,
2004
.
-
«Литература Колумбии» / История литератур Латинской Америки. Кн. IV. М., 2004.
-
«Литература Венесуэлы» / История литератур Латинской Америки. Кн. IV. М., 2004.
-
«
Хосе Лесама Лима
» / История литератур Латинской Америки. Кн. V. М.,
2005
.
-
«
Пабло Неруда
» / История литератур Латинской Америки. Кн. V. М., 2005.
-
«
Сесар Вальехо
» / История литератур Латинской Америки. Кн. V. М., 2005.
-
«
Габриэль Гарсиа Маркес
» / История литератур Латинской Америки. Кн. V. М., 2005.
Избранные статьи
-
Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур. Размышления латиноамериканиста // Вопросы философии.
2002
. № 11.
-
К вопросу о латиноамериканской модели мира // Латинская Америка.
1993
. № 9.
-
«Сто лет одиночества» 35 лет спустя // Вопросы литературы. 2004. № 1.
-
Функция мифа в культуре Латинской Америки // Миф и художественное сознание XX века. М.,
2011
.
-
Синтез или гетерогенность? К проблеме латиноамериканского культурогенеза // Искусствознание.
2008
. № 4.
-
Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследования.
2012
. № 1.
-
Сесар Вальехо / Висенте Уйдобро: два створа латиноамериканского авангардизма // Латинская Америка. 2011. № 11.
-
Авангард между Испанией и Латинской Америкой / Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. Государственный институт искусствознания.
2009
.
-
Авангард: теоретические аспекты и ибероамериканские проекции // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. Государственный институт искусствознания.
2013
.
-
Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910—1930 гг. // Вопросы искусствознания. 1997. № 2.
-
Составляет ли авангард стиль? // Искусствознание. 2011. № 1-2.
-
Традиция барокко в авангардном искусстве Кубы XX века. // Латинская Америка, 2011. № 9.
-
Онтологизация знака в культуре авангарда // Вопросы философии. 2012. № 11.
-
Ретроспективизм авангарда первой трети XX века // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2012. Т. 71. № 2.
-
Авангардная картина мира // Культура и искусство. 2011. № 3.
-
Латинская Америка: идентичность или самость? // Исторический журнал: научные исследования. 2012. № 1,
-
Нетрадиционность традиции в авангарде // Новые российские гуманитарные исследования. 2012. № 7.
-
Масса versus индивидуум //Художественная культура. № 4 (9). 2013.
-
Авангард как пограничная форма культуры // Диалог со временем. 2013. № 42.
-
Образ Первой мировой войны в поэтике авангарда / Литература и война.
Век
двадцатый. М., 2013
-
Виоленсия как тип культуры. Колумбийский вариант // Латинская Америка. 2013. № 11.
-
О десемантизации авангардного текста // Искусствознание. 2015. № 1.
-
Танатология испанской поэзии начала XX века // Латинская Америка. № 3. 2016.
-
Путями каравелл Колумба: наследие Валерия Земскова // Вопросы литературы. № 3. 2016. С. 271—281.
-
Инаковость Латинской Америки // Звенья. «Миры миров»: В поисках идентичности: Россия и Латинская Америка в сравнительно-исторической перспективе. 2016. № 1. С. 44-81.
-
Рождение авангарда из духа модернизма // Studia litterarum. 2016. T. I, № 3-4. С. 60-69.
-
Философия искусства авангарда. // Вопросы эстетики и теории искусства XX века. № 16. ГИИ. М., 2018. С. 333—345.
-
La función del mito en América Latina // Memoria de la identidad. Una mirada panorámica a la diversidad cultural mexicana. La Universidad de Guadalajara, México. 2018. P. 97-110.
-
Концепты самоидентификации латиноамериканского этоса // Сб. Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 4 М. ГИИ. 2017. С. 188—210.
-
К типологии репрессивных культур // Личность и творчество А. И. Солженицына в современном искусстве и литературе. Государственный институт искусствознания; Русский путь. М., 2018. С. 160—165.
Монографии
-
Поэзия
Хосе Марти
. — М.: ИМЛИ РАН, 2002.
-
исп.
Poesía de José Martí. – La Habana: Centro de Estudios Martianos
. 2010.
-
Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Санкт-Петербург: Алетейя, 2008.
-
Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. — М.: ИМЛИ РАН, 2013.
-
Латинская Америка: культура инаковости. — М., Государственный институт искусствознания, 2019.
Литература
-
Гирин Юрий Николаевич // Кто есть кто в российском литературоведении: Биобиблиографический словарь-справочник /
РАН
,
ИНИОН
, Центр гуманитарный научно-информационных исследований, отдел литературоведения; главный редактор
Николюкин А. Н.
; научный редактор Ревякина А. А.; ответственный секретарь Соколова Е. В.; составители: Кравченко Т. Н., Михайлова О. В., Петрова Т. Г., Ревякина А. А. —
М.
:
ИНИОН РАН
, 2011. —
С. 80—81
. —
ISBN 978-5-248-00591-8
.
Ссылки
-
Ю. Н. Гирин 13 ноября 2012 г. на канале «
Культура
»: передача «Игра в бисер» с Игорем Волгиным". Тема передачи: Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества».
-
в «
Журнальном зале
»
-
на сайте
ИМЛИ РАН
-
на сайте
ГИИ
-
в социальной сети
Facebook
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|