Один из основоположников советской операторской школы. Ранний период творчества (под влиянием Фабрики эксцентрического актёра,
ФЭКС
) отмечен поиском острой формы изображения, стремлением расширить выразительные возможности камеры. Москвин начал использовать съёмку в движении, применял резкие тональные контрасты («Шинель»). В последующих фильмах (в частности, «
С. В. Д.
») и особенно в фильме «
Новый Вавилон
» композиция кадра приобрела стройность, графичность оптического рисунка сменилась мягкой живописной обобщённостью изображения. Операторский стиль Москвина получил свою сформированность, законченность в кинотрилогии о Максиме — «
Юность Максима
» (1934), «
Возвращение Максима
» (1937), «
Выборгская сторона
» (1938).
Новый этап в творчестве оператора начался с фильма
С. М. Эйзенштейна
«
Иван Грозный
». В этой картине появилось новаторство Москвина в освоении цвета в кино (эпизод второй серии «Пир опричников»). Цветовое решение и пластическая выразительность кадра позволили подчеркнуть драматизм сцены. Среди других работ наиболее выделяется работа в фильмах «
Овод
», «
Дон Кихот
», «
Дама с собачкой
».
1958 — ВКФ. «
Дон Кихот
». Первая премия за операторскую работу
Примечания
↑
— 2003.
, с. 284—286.
(неопр.)
. Дата обращения: 26 марта 2022.
18 ноября 2021 года.
Библиография
Михайлов Е. С., Москвин А. Н.
Роль кинооператора в создании фильма // Поэтика кино. —
М.
—
Л.
, 1927. —
С. 171—191
.
(Перепечатано в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». —
СПб.
: РИИИ, 2001. — С. 110—121).
Москвин А. Н.
О своей работе и о себе // Сов. экран. —
М.
, 1927. —
№ 38
. —
С. 10
.
Москвин А. Н.
Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии 13 января 1935 г. // За большое киноискусство. —
М.
: Кинофотоиздат, 1935. —
С. 151—153
.
Москвин А. Н.
Быть пропагандистом советской действительности // 30 лет советской кинематографии. —
М.
: Госкиноиздат, 1950. —
С. 320—321
.
Страница истории: говорит и пишет Андрей Николаевич Москвин / Вст. заметка и публикация Я. Л. Бутовского // Фильмы. Судьбы. Голоса. —
Л.
, 1990. — С. 277—286. Содержание: О своей работе и о себе. Письмо в редакцию. Стенограммы обсуждений на Художественном совете «Ленфильма» и в Ленинградском Доме кино.
Переписка А. Н. Москвина и С. М. Эйзенштейна / Вст. заметка и публикация Я. Л. Бутовского // КЗ. — 1998. —
№ 38
. —
С. 296—313
.
Козинцев Г. М.
Андрей Москвин //
Сов. кино
. — 1935. —
№ 11
. —
С. 35—43
.
У камеры — Андрей Москвин. Вспоминают товарищи по студии //
Искусство кино
. — 1962. —
№ 10
. —
С. 116—122
. —
ISSN
.
Кинооператор Андрей Москвин. Очерк жизни и творчества. Воспоминания товарищей. —
Л.
: Искусство, 1971. — 230 с.
Бутовский Я. Л.
«Попытка разобраться в сущности операторской работы…» // Киноведческие записки. — 1999. —
№ 43
. —
С. 189—198
.
(Перепеч. в кн.: Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». —
СПб.
: РИИИ, 2001. — С. 250—262).
Бутовский Я. Л.
Андрей Москвин, кинооператор. —
СПб.
: Дмитрий Буланин, 2000. — 298 с. —
ISBN 5-86007-272-4
.
Розовский Э. А.
Мой Учитель Андрей Николаевич Москвин // Техника кино и телевидения. — 2001. —
№ 2
. —
С. 78—79
.