Боевой киносборник № 2
- 1 year ago
- 0
- 0
Боевой киносборник «Наши девушки» — советский фильм 1942 года из серии « боевых киносборников », снятых в годы Великой Отечественной войны . Состоит из двух новелл: «Тоня» (режиссёр Абрам Роом ) и «Однажды ночью» (режиссёр Григорий Козинцев ).
Фильм на экраны не вышел . Киноведам Евгению Марголиту и Вячеславу Шмырову не удалось найти документы, объясняющие официальные причины невыпуска картины. По их мнению запрет на выпуск связан с прекращением производства боевых киносборников, а также с тем, что в сюжете выводилось отступление Красной армии в 1941—1942 годы, что было нежелательным в последующие годы войны .
Нея Зоркая , без ссылок на какие-либо источники, пишет о запрете так: «Если по поводу „Тони“ начальством ещё были промямлены какие-то упрёки в жертвенности героини, то „Однажды ночью“ положили на полку без объяснений» .
Хромая 19-летняя телеграфистка Тоня (Валентина Караваева) мечтает, как и подруги, отправиться на фронт, но вынуждена остаться на рабочем посту. Она отказывается ехать в эвакуацию, обеспечивая телефонией отступающие войска. Городок занимают немцы. Из окна телефонной станции Тоня видит немецкие войска, вступающие в город. Тоне удаётся установить телефонную связь с артиллерийскими частями Красной Армии и координировать направление ракетных ударов по врагу. Когда солдаты противника врываются в её дом, Тоня вызывает огонь на себя. Фильм завершается цитатами из газеты: «артиллерийский разгром врага завершился атакой..» и «только шесть часов удалось врагу задержаться в городе». Тоню с почестями хоронят.
В ветеринарный пункт прифронтового колхоза, где девушка-медсестра дежурит возле больной свиньи, попадают сразу два парашютиста, один из них — гитлеровcкий диверсант, но кто именно, неизвестно. Тогда колхозница объявляет, что дала им яду. Диверсант выдает себя трусливым поведением.
Михаил Шиянов ( Новые Известия ) отмечал: «Эти фильмы можно критиковать за что угодно: за картонные стенки блиндажей и женоподобных солдат, игрушечные танки и натянутые сюжеты. Но во многих советских лентах военного времени есть то, чего не хватает современному кинематографу: понимание, зачем нужно кино и свобода выражения» .