Interested Article - Дузе, Элеонора
- 2020-10-30
- 1
Элеоно́ра Ду́зе ( итал. Eleonora Duse ; 1858 , Виджевано , Италия — 1924 , Питтсбург , США ) — всемирно известная итальянская актриса , обладательница прозвища «Божественная» ( la Divina ). Наряду с Сарой Бернар считалась величайшей театральной актрисой своего времени .
Биография
Родилась в актёрской семье армянского происхождения . Её дед Луиджи Дузе (Дузян, Дюзян) был основателем театра Гарибальди в Падуе . В четырёхлетнем возрасте начала играть в труппе своих родителей , ездила с ними по городам Италии. Её первым серьёзным успехом было исполнение главной роли в драме Золя «Тереза Ракен» (1879).
В 1881—1883 гг. состояла в браке с актёром (1844—1918), выступавшим под псевдонимом Кекки ( Checchi ); родила дочь. Много общалась с представителями скапильятуры . В 1886 г. создала собственную театральную компанию и к 30-ти годам стала самой известной актрисой Италии.
Играла в пьесах Дюма-сына («Дама с камелиями»), Сарду , Ибсена («Гедда Габлер», «Кукольный дом» и др.), Зудермана , Метерлинка («Монна Ванна»). Арриго Бойто , с которым актриса была в тайной связи, перевёл для неё «Антония и Клеопатру» Шекспира .
После 1890 года выступала в основном за пределами Италии, по большей части во Франции. Успешно гастролировала в США , Южной Америке , Российской империи (1891—1892, 1908). В начале 1890-х гг. состояла в связи с русским художником Александром Волковым и одно время жила в его палаццо на Гранд-канале ; их любовная переписка опубликована .
В 1895—1904 годах была близка с Габриеле Д’Аннунцио , который вывел её в романе « » (1900). Актриса разорвала эту связь, когда писатель предложил играть Анну во французской премьере драмы «Мёртвый город» её многолетней сопернице Саре Бернар . В 1905 г. сыграла в Париже Василису в драме Горького « На дне ».
В 1908 году Дузе оставила театр. После этого в течение двух лет жила во Флоренции с итальянской феминисткой . Единственный раз актриса снялась в кино в фильме Артуро Амброзио «Пепел» (1916) по одноимённому роману Грации Деледды . Переговоры о совместной работе с Дэвидом Гриффитом закончились ничем. В 1920 году обосновалась в Азоло ( провинция Тревизо ).
Дузе вернулась на сцену в 1921 году. Даже поседев и постарев, играла без грима и без парика. Минимальное использование грима (скрывающего тонкости мимики ) было совершенно нехарактерным для театра её времени. Современники отмечали богатство её интонаций, усложнённую пластику рук. По характеристике Большой российской энциклопедии :
Простота, человечность, обаятельная женственность нередко сочетались в героинях Дузе с душевным надломом, ощущением непрочности жизненных устоев, неудовлетворённостью настоящим и страхом перед будущим, острым чувством одиночества. Исполнение Дузе отличалось виртуозной техникой. Длительная работа над каждой ролью не была заметна зрителям; игра казалась вдохновенной импровизацией .
Покинула Италию после прихода к власти фашистов (1922). Скончалась от воспаления лёгких во время гастролей, промокнув и простыв под дождём (у неё вообще были слабые лёгкие). Похоронена в Азоло. Многие её личные вещи были переданы дочерью в распоряжение местного краеведческого музея. Остальная часть архива Дузе хранится в на острове Сан-Джорджо-Маджоре .
Известность и влияние
Слава Дузе была всемирной. Её искусство высоко ценили Антон Чехов , Константин Станиславский , Бернард Шоу , Чарли Чаплин . Американская поэтесса Сара Тисдейл свою первую книгу (1907) назвала «Сонеты к Дузе и другие поэмы». В июле 1923 года Дузе стала первой женщиной, чей портрет украсил обложку журнала Тайм . Она оказала большое влияние на Марту Грэм .
Биография актрисы, написанная австрийским прозаиком Эмилем Райнхардтом (1928), была переведена на английский, французский, итальянский, португальский, польский, латышский языки, выдержала 15 изданий. Театры в нескольких городах Италии ( Болонья и др.) носят имя Элеоноры Дузе. В 1953 году Луиджи Коменчини включил архивные кадры с Элеонорой Дузе в свой фильм La Valigia dei sogni . Сценические костюмы актрисы, отреставрированные итальянским модельером Фаусто Сарли , выставлены в музеях по всему миру.
-
Илья Репин (1891)
-
Джон Сарджент (1893)
В 2015 году поставил «Дузе», балет Джона Ноймайера на музыку Бенджамина Бриттена и Арво Пярта . Главную партию исполнила Алессандра Ферри .
Дузе по сей день считается одной из величайших актрис всех времен ; в частности, критик Герман Бар назвал её «величайшей актрисой» .
Именем Элеоноры Дузе в 1974 году был назван 30-километровый кратер на Венере .
Примечания
- ↑ (англ.) — 1990.
- Nagler A. M. Eleonora Duse // (англ.)
- ↑ Дузе Элеонора // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑ — 1808.
- AA.VV. . — Accademia University Press, 2020-01-29. — 208 с. — ISBN 978-88-31978-83-5 . 30 сентября 2022 года.
- Carlo Fruttero, Massimo Gramellini. . — Edizioni Mondadori, 2011-03-01. — 357 с. — ISBN 978-88-520-1742-1 . 30 сентября 2022 года.
- : «Eleonora Duse, the Armenian-Italian tragedienne of world-wide reputation of her time. Her name was changed from Armenian (Dusian) to (Duse) for professional reasons».
- .
- . freidenberg.ru . Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
- . www.bostonkrugozor.com . — Цитата: "Судьба итальянской выдающейся актрисы армянского происхождения Элеоноры Дузе(1858-1924)...". Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
- Четырёхлетняя Дузе дебютировала на сцене в роли Козетты (в пьесе по роману В.Гюго « Отверженные ») 12 марта 1863 года — в день, когда появился на свет Габриеле Д’Аннунцио , который даст ей прозвище «Божественная».
- . Дата обращения: 1 мая 2023. 21 февраля 2023 года.
- Antonio Cara. . — Istituto superiore regionale etnografico, 1984. — 206 с.
- Annamaria Andreoli. . — Marsilio, 2017-02-02. — 379 с. — ISBN 978-88-317-3030-3 . 30 сентября 2022 года.
- Luce, Henry Robinson, 1898-1967, editor. . — [Time, etc.].
- Emil Alphons Rheinhardt. , Eleonora Duse. — LIT EDIZIONI, 14 gennaio 2015. — ISBN 978-88-6944-175-2 .
- . Дата обращения: 17 мая 2019. 17 мая 2019 года.
Литература
- Шоу Бернард . от 5 января 2022 на Wayback Machine . В книге : Полное собрание сочинений. Том 5. Очерки. — Москва : Современные проблемы, 1911 . — С. 35—46.
- Rheinhardt E. A. Das leben der Eleonora Duse. — B. : S. Fischer, 1928.
- Winwar F. Wingless victory; a biography of Gabriele d’Annunzio and Eleonora Duse. — N. Y. : Harper, 1956.
- Топуридзе Е. Элеонора Дузе. Очерк жизни и творчества. — М. : Искусство, 1960.
- La Galienne E . The mystic in the theatre: Eleonora Duse. — N. Y. : Farrar, Straus & Giroux, 1966
- Fusero C. Eleonora Duse. — Milano: Dall’Oglio, 1971.
- Синьорелли О. Элеонора Дузе. — М. : Искусство, 1975. — (Жизнь в искусстве)
- Molinari C. L’attrice divina. Eleonora Duse nel teatro italiano fra i due secoli. — Roma: Bulzoni, 1985.
- Stokes J. a.o . Bernhardt, Terry, Duse: the actress in her time. — Cambridge; N. Y. : Cambridge UP, 1988.
- Eleonora Duse nella vita e nell’arte (1858—1924). — Venezia: Marsilio, 2001
- Sheehy H. Eleonora Duse: a biography. — N. Y. : Alfred A. Knopf, 2003.
- Пагани М. П. Русский венок для Элеоноры Дузе // перевод, научная редакция, дополнения: М. Г. Талалай. — М. : Старая Басманная, 2019—180 с. — ISBN 978-5-907169-09-8
- Ольга Геттман. ISBN 9785043457646 . . — 2021. —
- Оля Ватова. ISBN 9785457611740 . . — АСТ: CORPUS, 2022. —
- // THE EVENING STAR. — 1954.
Ссылки
- от 26 марта 2014 на Wayback Machine
- драматурга Зиновия Сагалова «Любовные игры Сары и Элеоноры» о взаимоотношениях актрис Элеоноры Дузе и Сары Бернар
- от 8 июля 2020 на Wayback Machine «Дуэт» драматурга Отто Эскина о взаимоотношениях актрис Элеоноры Дузе и Сары Бернар
- Балет Джона Ноймайера
- Иван Толстой, Михаил Талалай. . svoboda.org . Радио Свобода, передача «Поверх барьеров с Иваном Толстым» (13 октября 2019). Дата обращения: 15 октября 2019. 15 октября 2019 года.
- 2020-10-30
- 1