Interested Article - Эмиль, или О воспитании

« Эмиль, или О воспитании » ( фр. Émile ou De l’éducation ) — роман - трактат французского философа Жан-Жака Руссо об искусстве обучения , опубликованный в 1762 году.

Автор считал этот трактат лучшим и самым важным из всех своих сочинений . «Эмиль» повлиял на изменения, происходившие во французском образовании во времена Великой французской революции . Трактат также оказал воздействие на философию образования , повлиял на известных педагогов, таких как Иоганн Бернхард Базедов , Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель .

Некоторые исследователи называют данный трактат первой полной работой по философии образования на Западе , а также одним из первых романов воспитания .

Отмечают, что «Эмиля» нельзя воспринимать как практическую программу воспитания, его следует рассматривать как утопическую, идеальную его модель .

В центре произведения — история взросления Эмиля, которая позволяет показать, как воспитывать идеального гражданина .

Содержание

Структура

Текст разделён на пять книг: первые три посвящены Эмилю- ребёнку , четвёртая — Эмилю- подростку , а пятая — описанию образования подруги и будущей жены Эмиля Софи, а также его семейной и общественной жизни .

Идеи

Титульный лист первого издания

Руссо в трактате пытается решить фундаментальные политические и философские вопросы об отношении между индивидом и обществом . Так, философ задаётся вопросом о том, как человек может сохранить врождённую добродетель , являясь при этом частью развращающего общества. Автор стремится описать систему образования, позволяющую , о котором он говорит в « Общественном договоре » (1762), выжить в существующем обществе .

Руссо выделял три этапа воспитания: воспитание природой, воспитание вещами и воспитание человеком.

Воспитание природой включает развитие внутренних органов и способностей ребёнка. Воспитание вещами — приобретение опыта благодаря предметам внешнего мира, которые влияют на нас. Воспитание человеком заключается в наставнике, который учит ребёнка пользоваться своим внутренним развитием .

Гуманитарные дисциплины Руссо считал ненужными, поэтому список образовательных предметов главного героя романа состоял в основном из естественных наук .

Руссо пишет о том, что:

  • наставник должен учитывать природные склонности ребёнка и воздействовать на него собственным положительным примером ;
  • не нужно заставлять ребёнка заучивать материал, так как он всё равно сотрётся из его памяти: «Эмиль никогда не будет учить ничего наизусть» .
  • любое занятие может стать скучным, если отягощать ум ребёнка чрезмерной теорией ;
  • в воспитательную программу должны входить физические упражнения, так как «хворое тело ослабляет душу» .

Особенности

Отмечают, что наиболее ценным первоисточником для гендерного анализа в образовательных целях является данный трактат Руссо, в пятой части которого представлена первая в истории западноевропейской педагогики наиболее завершённая концепция воспитания полов в обществе. В отличие от более ранних педагогических трактатов — « Мысли о воспитании » и « » Дж. Локка и « » Ф. Фенелона , Руссо изложил систему воспитания обоих полов во взаимосвязи и взаимодействии, теоретически обосновал «природосообразность» и специфику воспитания мальчика и девочки .

Публикация

Из-за «Исповедания веры савойского викария », одной из частей работы, трактат был запрещён в Париже и Женеве и публично сожжён в год его первой публикации .

Трактат в XVIII столетии в России полностью не публиковался, так как в 1763 году императрица Екатерина II запретила ввоз и продажу иностранного издания романа .

Примечания

  1. Rousseau, Jean-Jacques. The Confessions. Trans. J.M. Cohen. New York: Penguin (1953), 529—530.
  2. Jean Bloch traces the reception of Emile in France, particularly amongst the revolutionaries, in his book Rousseauism and Education in Eighteenth-century France Oxford: Voltaire Foundation (1995).
  3. . web.archive.org (12 мая 2013). Дата обращения: 5 мая 2021. Архивировано из 12 мая 2013 года.
  4. Rousseau, Jean-Jacques. Emile. Trans. Allan Bloom. New York: Basic Books (1979), 6.
  5. Сам Руссо писал: «Речь идёт о новой системе образования, схему которой я предлагаю для изучения, а не о методе для отцов и матерей, о котором я никогда и не думал» (см. Peter Jimack, Rousseau: Émile . London: Grant and Cutler, Ltd. (1983), 47).
  6. Wilson Alves de Paiva. // Educação e Pesquisa. — 2007-08-XX. — Т. 33 , вып. 2 . — С. 323–333 . — ISSN . — doi : . 7 мая 2021 года.
  7. William Boyd. . — Russell & Russell, 1963. — 452 с. — ISBN 978-0-8462-0359-9 .
  8. Dictionnaire européen des Lumières. — Paris, 1997. — с. 372.
  9. Буянова Анна Сергеевна, Валегина Карина Олеговна. // Образовательные ресурсы и технологии. — 2020. — № 2 (31) . 5 мая 2021 года.
  10. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 73
  11. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 93
  12. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 98
  13. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. — СПб., 1912. — 191 с. — с. 30
  14. Штылева Любовь Васильевна. // Высшее образование в России. — 2011. — № 7 . 5 мая 2021 года.
  15. Jean-Jacques Rousseau. . — Appleton & Company, 1908. — 390 с.
  16. Собственноручное распоряжение императрицы Екатерины II о непродаже в России Эмиля Руссо и других иностранных книг 1763 г — Л. 1.
Источник —

Same as Эмиль, или О воспитании