Interested Article - Панталоне
- 2020-06-15
- 2
Пантало́не ( итал. Pantalone , фр. Pantalon ) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте , носящий длинные красные штаны ( панталоны ). Входит в северный (или, венецианский ) квартет масок, наряду с Арлекином , Бригеллой и Доктором . Прообразы маски Панталоне можно встретить в античной комедии ( πάπος в Греции ; Papus и Casnar в Риме ), а также в итальянской новелле Эпохи Возрождения .
- Происхождение: венецианец со своим типичным диалектом.
- Занятие: старик-купец, богатый, почти всегда скупой.
- Костюм: Панталоне носит очень узкие красные штаны ( pantalons ), короткий жилет-куртку того же цвета. Он носит шерстяной колпак и длинный чёрный плащ, обут в жёлтые домашние туфли. Он носит седые усы и узкую седую бородку.
- Маска: его маска красного или коричневого (землистого) цвета, она закрывает половину лица; у него длинный, «орлиный» нос, серые усы и острая бородка, что должно производить особый комический эффект, когда он разговаривает.
- Поведение: Панталоне, как правило, является центром интриги, и, как правило, всегда остаётся жертвой кого-либо, чаще всего Арлекина, его слуги. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Это человек похотливый, безнравственный, он страстно добивается любви юных красавиц, но всегда терпит неудачу. Его походка — это походка старика, он ходит с немного кривой спиной. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом.
Венецианская республика , одно из богатейших европейских государств Средневековья , в XV веке начинает терять своё могущество, и знаменитые венецианские купцы стали утрачивать своё былое влияние. Из молодых, смелых искателей приключений они превратились в скупых стариков, кичащихся былыми удачами. Такими они и пришли в комедию дель арте, сначала под именем Маньифико ( итал. Magnifico — великолепный), потом как мессир Бенедетто, а потом и как Панталоне. Бытует мнение, что имя «Панталоне» происходит от ничего не значащего титула «Пьянта-Леоне» ( итал. Pianta Leone , Водрузитель Льва), которым награждали купцов за захваты островов, сопровождавшиеся поднятием там флага с символом Венеции — львом. Как правило, это были пустынные и совсем маленькие острова, не имевшие никакого стратегического либо торгового значения, поэтому к таким «захватам» относились с большой иронией. В реальности, «Панталоне» — венецианская диалектная форма имени одного из покровителей Венеции, Святого Пантелеимона ( итал. San Pantaleone , вен. San Pantalon ). В Венеции до сих пор существует посвященная Св. Пантелеимону церковь . Имя «Панталон» в Средние века было весьма популярно в Венецианской Республике, а в европейских портовых городах стало нарицательным для венецианских моряков.
Считается, что первым ввёл маску Панталоне драматург Руззанте в XVI веке , основные же черты его сценического образа были созданы падуанским актёром Джулио Паскуале, остальные лишь вносили в него дополнительные детали. Если в труппе не было актёра, владеющего венецианским диалектом, то персонажа называли Кассандро, Уберто, и т. п., и тогда ей придавались черты жителя другой области. Мольеровские старики (Аргант, Жеронт и др.) также происходят от Панталоне. Среди исполнителей роли Панталоне был и Карло Гоцци . В его фьябах также встречается эта маска, хотя черты её уже несколько отличаются от первоначальных, — то было время падения Венецианской республики и заката комедии дель арте. При дворе герцога Баварии-Мюнхен роль Панталоне играл композитор Орландо ди Лассо .
Галерея
-
Тьеполо, Карнавальные маски Венеции (1757)
-
Панталоне, статуэтка XVIII в.
-
Джулио Паскуати в роли Панталоне (нач. XVII в.)
-
Панталоне, рисунок Ж. Калло (нач. XVII в.)
-
Панталоне ( Р. Симонов ) и Тарталья ( Б. Щукин ) в постановке « Принцессы Турандот » по одноимённой фьябе Карло Гоцци , выполненной Евгением Вахтанговым , 1922 год
См. также
Литература
- L. Moland, «Moli ère et la comé die italienne», Париж, 1867.
- Klein , «Geschichte des Dramas», т. IV, Лейпциг, 1866.
- A. Веселовский , «Старинный театр в Европе» Москва, 1870.
- Ad. Bartoli, «Scenari inediti della commedia dell' arte», Флоренция , 1880.
Источники
- А. К. Дживелегов , «Итальянская народная комедия», Москва, 1954.
Ссылки
- Ю. А. Веселовский . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1897. — Т. XXIIa. — С. 704.
- 2020-06-15
- 2