Дюна
- 1 year ago
- 0
- 0
Пе́плос , пе́плон или пе́плум ( др.-греч. , πέπλον , лат. буквально «покров») в Древней Греции и, впоследствии, в Древнем Риме (с VIII по II век до н. э.) — женская верхняя одежда из лёгкой ткани в складках, без рукавов , надевавшаяся поверх туники . Пеплум длиннее хитона , с большим количеством складок; правая сторона не сшита, несшитые кромки ткани отделаны каймой.
Впоследствии похожую одежду носили кельты .
У римлян пеплосу соответствовала палла — женское одеяние, имевшее форму квадратного или продолговатого четырёхугольного пледа , иногда с вышивкой .
У Гомера слово пеплос обозначает собой длинную, достигавшую земли одежду, надевавшуюся прямо на тело и оставлявшую один бок открытым. Руки также оставались открытыми, откуда обычный эпитет гречанок — белорукие ( греч. ). Ткань пеплоса была обыкновенно цветная: упоминаются шафрановый , ярко-красный и смешанные цвета ( греч. πέπλος , «пёстрый пеплос»); нередко пеплос украшался вышивками. Необходимой принадлежностью пеплоса был пояс ( греч. ).
Снятый пеплос служил подстилкой на сиденьях и на колесницах ; в пурпурный пеплос была завернута золотая урна с прахом Гектора . В послегомеровскую эпоху пеплос продолжал существовать, но украшался с восточной роскошью, против которой иногда раздавались протесты со стороны законодателей. Радикальная перемена моды произошла, по Геродоту , в середине VI века до н. э. , когда вошли в употребление ионийские фасоны. Показание Геродота подтверждается данными керамики : на вазах с черными фигурами ( архаический стиль) пеплос — обычная одежда, на вазах из переходной эпохи (середина VI века до н. э.) архаическая одежда встречается в соединении с ионийской, на вазах с красными фигурами архаический пеплос уже не попадается.
В новую эпоху (с V века до н. э. ) слово пеплос утратило своё первоначальное значение и стало употребляться в неопределенном значении одежды вообще; лишь в смысле одежды героев , богов и певцов на сцене , а также богини Афины сохранилось архаическое значение слова. Пеплос богини Афины ежегодно в торжественной процессии провозился по всему городу в храм богини во время Панафиней ; подобно парусу, он прикреплялся к мачтам священного корабля и выставлялся напоказ всему народу. Над его изготовлением трудились под руководством жриц богини особые ткачихи, в течение целого года украшая одежду узорным рисунком, изображавшим битву богов с гигантами , в которой участвовала сама богиня.