Interested Article - Хонтхорст, Геррит ван
- 2020-10-14
- 1
Ге́ррит ван Хо́нтхорст ( нидерл. Gerrit van Honthorst , 4 ноября 1592 , Утрехт — 27 апреля 1656 , Утрехт) — голландский живописец Золотого века голландской живописи ; представитель школы утрехтских караваджистов , мастер «ночных сцен», за что получил прозвание «Герардо ночной» ( итал. Gherardo delle Notti ) .
Биография
Творческая биография
Геррит ван Хонтхорст родился в Утрехте в семье живописца-декоратора Германа Герритса ван Хонтхорста, обучался у своего отца, а затем у Абрахама Блумарта . Затем Хонтхорст, вероятно, в 1610 году отправился в Италию, но впервые упоминается в Риме в 1616 году .
В Италии Хонтхорст начал подражать живописной манере Караваджо и, позднее, его, вместе с Абрахамом Блумартом , Дирком ван Бабюреном , Хендриком Тербрюггеном и Яном ван Бейлертом , стали причислять к группе так называемых утрехтских караваджистов . В Риме Хонтхорст поселился во дворце покровителя художников маркиза Винченцо Джустиниани , там же написал картину «Христос перед Каиафой», которая теперь находится в лондонской Национальной галерее . В доме Джустиниани имелась значительная коллекция произведений искусства, и на Хонтхорста особенно повлияли картины Караваджо, Бартоломео Манфреди и Аннибале Карраччи . Кардинал Шипионе Боргезе стал ещё одним важным покровителем художника, обеспечив ему важные заказы. Хонтхорст также работал на Козимо II Медичи , великого герцога Тосканы .
В 1620 году художник вернулся в Утрехт, где затем жил и работал с перерывами постоянно. В Утрехте Герардо произвёл своими работами впечатление на молодого Рембрандта и Франса Халса . В 1622 году Хонтхорст был принят в Гильдию Святого Луки . В 1630-х годах стал работать как портретист , любил изображать крестьян и играющих музыкантов. В 1622 году он открыл в Утрехте Академию рисунка (Utrechtse tekenacademie; на самом деле небольшую студию-мастерскую для приходящих учеников). В 1626 году Хонтхорст устроил обед для Рубенса и изобразил его в аллегорической композиции как «честного человека, которого искал и нашёл Диоген» .
Под влиянием Караваджо Геррит ван Хонтхорст увлёкся изображением «ночных сцен»: условное название, поскольку изображалась не ночь, а искусственное освещение от скрытого источника света с эффектами светотени . За эту особенность мастер и получил прозвание «Герардо ночной» ( итал. Gherardo delle Notti ). Однако это прозвание появилось не ранее XVIII века. В сохранившихся итальянских документах до 1656 года художник упоминается либо как «Герардо Фламандец» ( итал. Gherardo Fiammingo ), либо как «Герардо Голландец» ( итал. Gherardo Hollandese ) .
Королева Богемии Елизавета, сестра английского короля Карла I , находившаяся в то время в изгнании в Нидерландах, наняла Хонтхорста в качестве учителя рисования для своих детей. Художник стал известен королю, который в 1628 году пригласил его в Лондон . Там он написал несколько аллегорических композиций, портретов придворных и групповой портрет «Четверо старших детей короля Богемии», на котором двое старших изображены как Диана и Аполлон.
В 1635—1652 годах Хонтхорст работал в Гааге . В 1641 году в Гааге он был назначен придворным художником Вильгельма , принца Оранского. В 1649 году участвовал в росписи загородного дворца Хёйс-тен-Бос , выполнял заказы короля Дании. В 1652 году вернулся в Утрехт, где через несколько лет умер.
Младший брат художника Виллем ван Хонтхорст (1594—1666) также стал известным представителем «золотого века голландской живописи». Многие картины Виллема ранее ошибочно приписывались Герриту из-за сходства их подписей. Виллем был учеником Абрахама Блумарта , а также обучался у своего старшего брата. В 1646 году он отправился в Берлин , где стал придворным художником Луизы-Генриетты, жены курфюрста Фридриха II Бранденбургского. Вернулся в Утрехт в 1664 году.
Среди римских учеников Хонтхорста был Маттиас Стом . Учеником Хонтхорста в 1625—1629 годах в Утрехте был Иоахим фон Зандрарт . Под влиянием творчества «Герардо ночного» работал анонимный « Мастер света свечи ».
В Санкт-Петербургском Эрмитаже хранятся семь картин Геррита ван Хонтхорста.
Галерея
-
Гранида и Дайфило. 1625. Холст, масло. Центральный музей, Утрехт
-
Концерт. 1623. Холст, масло. Национальная галерея искусства , Вашингтон
-
Сводница. 1625. Холст, масло. Центральный музей, Утрехт
-
Отречение апостола Петра. Между 1612 и 1620 гг. Холст, масло. Музей изящных искусств, Рен, Франция
-
Групповой портрет Фредерика Генриха, принца Оранского, Амалии Зольмс-Браунфельс и их трёх младших дочерей. Ок. 1647. Холст, масло. Рейксмюсеум , Амстердам
-
Поклонение Младенцу. Ок. 1620. Холст, масло. Уффици , Флоренция
-
Осмеяние Христа. Ок. 1617. Холст, масло. Музей искусств округа Лос-Анджелес, США
-
Женщина с гитарой. 1631. Холст, масло. Львовская галерея искусств
-
Пастушка со сливами. Частное собрание
-
Женщина с лютней. Частное собрание
-
Лютнистка. 1624. Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- ↑ — 2009.
- — 2016.
- ↑
- Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
- Brown B. L. Gerrit Hermnsz. van Honthorst. The Genius of Rome 1592—1693. — London: Royal Academy of Arts, 2001. — Р. 380
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Papi G. Gherardo delle Notti: Gerrit Honthorst in Italia. — Florence: Galleria degli Uffizi, 2015. — ISBN 9788809805385
- Власов В. Г. Хонтхорст, Геррит, Герард фан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 478. — ISBN-5-88737-010-6
- . Дата обращения: 7 сентября 2022. 7 сентября 2022 года.
Литература
- Кузнецов Ю. И. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже. Л.: Искусство, 1984.
- Астахов Ю. А. Геррит ван Хонтхорст. М.: Белый город, 2016.
- Judson J.R., Gerrit van Honthorst: a discussion of his position in Dutch art . The Hague: Nijhoff, 1959
- Apa M., Pisani R., Gerrit van Honthorst: Flander e il Convento dei Cappuccini ad Albano Laziale . Albano Laziale: Comune di Albano Laziale, 1984
- Bikker J. a.o, The international Caravaggesque movement . London: Robilant + Voena, 2005.
- 2020-10-14
- 1