Крылов, Степан Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Степа́н Ива́нович Давы́дов ( 1 [12] января 1777 , Черниговское наместничество — 22 мая [ 4 июня ] 1825 , Москва ) — русский композитор , педагог , в духовной музыке — последователь Д. С. Бортнянского .
Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II , которая направила его учиться к Джузеппе Сарти , бывшему при её дворе.
С осени 1814 года — работал в Москве учителем музыки в Конторе московского императорского театра и воспитал известнейших артистов — Н. В. Репину , П. П. Булахова , А. О. Бантышева . Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве .
Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы- зингшпиль Ф. Кауэра « Дева Дуная » (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К. Ф Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге , совместно с драматургом Н. С. Краснопольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная , как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга , затем Москвы и других городов России . И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины XIX века . О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в « Евгении Онегине »:
И запищит она (Бог мой!) Приди в чертог ко мне златой!..
Многие музыкальные части из кауэровской оперы « Дева Дуная » нередко исполнялись отдельно, в частности, Л. Н. Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казённого поста, который занял К. А. Кавос , который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра — уже своё оригинальное произведение . Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора . Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804—1806 гг. . Окрыленный успехом, Давыдов сочинил ещё и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А. А. Шаховской . Как и предыдущая, третья опера, четвёртая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна .
В своем творчестве композитор немало использовал мотивы крестьянского и городского фольклора в собственных хоровых и оркестровых обработках .
балеты- дивертисменты : «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815; постановка и исполнение Исаака Аблеца ), «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли , 1815), «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1817), «Цыганский табор» (1819), «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821), «Праздник колонистов близ столицы» (1821), «Праздник жатвы» (1823), «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом , 1823), «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.