Петров, Виктор Афанасьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
О́сип Афана́сьевич Петро́в ( 3 (15) ноября 1806 , Елисаветград — 28 февраля (12 марта) 1878 , Санкт-Петербург ) — русский оперный певец ( бас ).
Родственники Осипа Афанасьевича с материнской стороны, по фамилии Петровы, были елисаветградские 3-й гильдии купцы, «породы греческой», по выражению ревизских сказок, но значительно обрусевшие. Мать его, Авдотья Савельевна, отлично говорила по малороссийски; не высокого роста, полного телосложения, она выдавала свою «греческую породу» черными волосами и смуглым цветом лица.
С детства пел в церковном хоре, самостоятельно научился играть на гитаре. Его взял к себе дядя, брат матери, торговец, чтобы отвлечь от «музыкальных глупостей» и привлечь к делу. Но предприниматель из будущего певца не получился, племянник покинул раздосадованного дядю. В 1826 году попал в гастрольную труппу , впервые выступил в водевиле Катерино Кавоса на текст Шаховского «Казак-стихотворец», а вскоре стал участником труппы Ивана Фёдоровича Штейна , где познакомился с театральным актёром Михаилом Щепкиным , который оказал большое влияние на его творческое развитие. После нескольких лет выступлений в провинциальных городах в 1830 певец оказался в Петербурге, где с восторгом был принят публикой. В Мариинском театре , он проработал до конца своей жизни — с 1830 по 1878 год. Дебютировав в опере Моцарта « Волшебная флейта », он вскоре стал одним из ведущих столичных оперных солистов, исполняя басовые партии в сочинениях Мейербера , Россини , Беллини и других композиторов. Петров также совершенствовался в теории музыки и игре на фортепиано у И. К. Гунке и в пении — у Кавоса.
Настоящим звёздным часом Петрова стала премьера в 1836 году оперы Глинки « Жизнь за царя » («Иван Сусанин»), в которой он исполнил заглавную роль. В это время на сцене театра шли сразу две разные оперы на один сюжет — о подвиге крестьянина Ивана Сусанина — опера Глинки и опера Катерино Кавоса , и Петров пел обе заглавные партии в двух постановках . Среди других партий, написанных специально для Петрова и с блеском им исполнявшихся — Фарлаф (« Руслан и Людмила » Глинки), Мельник (« Русалка »), Лепорелло (« Каменный гость » Даргомыжского ), Озия, Владимир (« Юдифь », « Рогнеда » Серова ), Иван Грозный (« Псковитянка » Римского-Корсакова ), Варлаам (« Борис Годунов » Мусоргского ), Гудал (« Демон » Рубинштейна ). Певец участвовал в операх французских и итальянских композиторов, пел партию Неизвестного (« Аскольдова могила » Верстовского ).
В апреле 1876 года в Мариинском театре праздновалось пятидесятилетие сценической карьеры Петрова. Ему была преподнесена золотая медаль от императора и позолоченный лавровый венок, на каждом листе которого было выгравировано название одной из опер, в которых он пел.
Объём голоса Петрова составлял более чем две с половиной октавы: от B 1 (си-бемоль контроктавы) до fis 1 (фа-диез первой октавы). Его пение отличали теплота, глубина и чёткость интонации. Обладая хорошим актёрским мастерством, Петров успешно исполнял как драматические, так и комические роли в русских и зарубежных операх.
Петров был женат на Анне Воробьёвой , которая также стала выдающейся оперной певицей.
Похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .