Interested Article - Самойлова, Софья Васильевна

Софья Васильевна Самойлова (урождённая Черникова ; 1787 (в некоторых источниках 16 сентября 1786 г. ) — 19 февраля ( 3 марта ) 1854 года ) — артистка оперы ( сопрано ) и драмы.

Биография

Урождённая Черникова, дочь артистов В. Черникова и П. Черниковой . Жена певца Василия Михайловича Самойлова , вместе с которым стала родоначальницей известной актёрской династии Самойловых .

Оставшись вдовой в 1839 году после смерти мужа, утонувшего в Финском заливе , сама вырастила младших дочерей. Дети пошли по стопам родителей, став артистами Петербургской императорской сцены, но некоторые по разным причинам покинули сцену, знаменитыми артистами стали трое: Василий , Надежда и Вера .

Родившись в актёрской семье, она с самого детства была окружена театральной атмосферой и, как большинство актёрских детей, осознавала себя только в этой профессии. Обучалась в Петербургском театральном училище , в вокале совершенствовалась под руководством композитора и педагога С. И. Давыдова . Впервые вышла на сцену в 1798.

Театральная деятельность

Была принята на петербургскую императорскую сцену, успешно дебютировав в 1804 году ролью Лизы в драме «Лиза, или Торжество благодарности» Николая Ильина .

Выступала в различных жанрах — в операх, водевилях и драмах, обладала прекрасным гибким голосом, комедийным дарованием. Имела обширный репертуар. Кроме того, выступала с романсами и народными песнями, исполняла русские народные пляски. Однако рано потеряв голос, актриса выступала лишь в тех оперных партиях, которые не требовали значительной вокальной нагрузки, а также перешла в драматическую часть труппы.

В Государственном театральном музее Санкт-Петербурга (ГТМ) хранится портрет Софьи Васильевны Самойловой, выполненный неизвестным художником.

Критика называла её «истинным украшением женского персонала русской оперы». «В опере и водевиле первое место занимала г-жа Черникова (ныне Самойлова). Она была чрезвычайно мила собою, пела бесподобно и играла прелестно. Лучшей актрисы и певицы я не видал на нашей сцене» (Пантеон русского и всех европейских театров. 1840. Ч. 1.С. 86). Лучшими её оперными партиями критика назвала две роли: Леста («Днепровская русалка») и Таисия («Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся»).

Роли

1-я исполнительница партий: Параши («Ям», музыка А. Н. Титова ), Лесты (« Леста, днепровская русалка », текст-переделка Н. С. Краснопольского , музыка Ф. Кауэра и С. И. Давыдова ), Русиды («Илья богатырь», либретто И. А. Крылова , музыка К.Кавоса), Лесты (« Русалка », текст А. А. Шаховского , музыка К. Кавоса ), Зелии («Три брата горбуна», музыка К.Кавоса), Таисии («Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся», авторизованный перевод П. Н. Кобякова ), Маши («Посиделки, следствие Яма», текст Я. Б. Княжнина , музыка Н. А. Титова , 1808), Федоры («Девишник, или Филаткина свадьба», текст Я. Б. Княжнина , музыка А. Н. Титова , 1809), Вари («Крестьяне, или Встреча незваных», текст А. А. Шаховского , музыка С. Н. Титова ), Флорины («Желтый Карло, или Волшебница мрачной пустыни», текст А. А. Шаховского, музыка Ф. Антонолини ), Теклы («Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме», текст П. Н. Семенова , музыка И. А. Ленгарда, 1817 г. ), Анюты («Русская крестьянка, или Встреча у ручья»), Батильды («Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста», авторизованный перевод А.Шеллера , музыка К. Кавоса и И. Ленгарда), Софьи («Женщина-лунатик замужем», музыка К. Кавоса), Маргариты («Женевьева Брабантская»), Фатимы («Доктор в хлопотах», музыка Ф. М. Толстого ), Машеньки («Казачка, или Возвращение из похода», музыка );

1-я исполнительница партий в Петербурге: Прелесты («Мнимый невидимка, или Исправленный от ревности муж», текст , музыка К. А. Кавоса, 1813 г.), Зюлены («Забавы калифа, или Шутки на одни сутки», текст А. И. Писарева , музыка А. А. Алябьева , А. Н. Верстовского и Ф. Е. Шольца );

на русской сцене: Блондхен (« Похищение из сераля » Моцарта ), Зеиды («Зораима и Зюльнар», авторизованный перевод П. Н. Кобякова , музыка Д.-Г.-А. Париса), Берты («Красная шапочка» Боельдье ), Камиллы («Жоконд, или Искатели приключений», текст Ш.-Г. Этьена, перевод либретто П. А. Корсакова , Николо Изуара ); другие партии: Маша («Иван Сусанин», либретто А. А. Шаховского , музыка К. Кавоса ), Прията; Янка, Аврора де Глисенвий, Принцесса Наваррская (« Дон Гарсия Наваррский » Мольера ), Виргиния, Лоретта, Леонарда, Луция, Лиза («Выдуманный клад, или Опасность подслушивать», текст , музыка Е. И. Фомина ), Флора («Двое слепых»), Графиня («Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран», текст А. Шеллера ), Тереза («Молодая вспыльчивая жена» Боельдье ), Анюта («Мельничиха, или Молинара»).

Партнёры по сцене: В. М. Самойлов , Я. С. Воробьев , Н. О. Дюр , А. И. Иванова , П.В Злов , А. Е. Пономарев , Е. С. Семенова , М. С. Лебедев , Е. М. Карайкина , М.Чудин . Пела п/у К. Кавоса.

Оставила сцену в 1843 году .

Литература

  • С. В. Самойлова. (Некролог) // Пантеон. 1854. март. С. 100: Морков В. Исторический очерк русской оперы с самого её начала по 1862 год. — СПб., 1862. С 45, 67;
  • Очерки по истории русской музыки. — М., 1956. С. 368;
  • Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 447—449.

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  2. {Половцов}
  3. (недоступная ссылка)
  4. Дата обращения: 24 марта 2010. 6 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Самойлова, Софья Васильевна