Interested Article - Айзман, Давид Яковлевич

Могила Д. Я. Айзмана на Казанском кладбище

Дави́д Я́ковлевич А́йзман ( 14 (26) марта 1869 , Николаев 26 сентября 1922 , Детское Село ) — русский прозаик и драматург.

Биография

Родился в еврейской семье. Отец его, торговец по роду занятия, был любителем и хорошим знатоком книг, автором нескольких статей в еврейских газетах. В доме часто говорили о Бокле , Бюхнере, цитировали Писарева. Один из братьев — писатель , владевший в Николаеве книжной лавкой и читальней и одно время редактировавший местную либеральную газету «Южанин».

Давид Яковлевич окончил ( 1886 ), учился в Одесской рисовальной школе , с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Петербурге использовал фиктивный патент приказчика . В 1907 году уехал в Италию , два года спустя вернулся в Россию.

Похоронен на Казанском кладбище в Детском Селе.

Творчество

С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» ( «Русское богатство» , 1901 , № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», СПб.).

В период 1905 1907 годов примыкал к писателям- реалистам , связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы : «Ледоход», «Чёрные дни» ( 1904 ), «Кровавый разлив» ( 1908 ), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально - народническом духе.

Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину.

Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С. Юшкевич ), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи . Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым».

Автор трагедии «Терновый куст» ( 1905 ), пьесы «Жёны» ( 1906 ), пьесы-сказки «Светлый бог» ( 1914 ), комедии «Консул Гранат» ( 1923 ).

Сочинения

Примечания

  1. / под ред. П. А. Николаев М. : Большая российская энциклопедия , 1989. — Т. 1. — 672 с.
  2. Айзман Давид Яковлевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Миронов Г.М., Миронова М.Г. Айзман Д. Я. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 26.

Литература, ссылки

  • // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.
  • Максимович А. , М. Горький и Д. Я. Айзман, в книге: М. Горький. Материалы и исследования, т. 2, М. Л. , 1936 .
  • История русской литературы конца XIX — начала XX веков.
  • Библиографический указатель. — М. Л. , 1963 .
  • Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904 .
  • Кранихфельд Вл. , Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913 .
  • Горнфельд Айзман: статья в «Еврейской энциклопедии». I.
  • Миронов Г.М., Миронова М.Г. Айзман Д. Я. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 26-27.
  • Hetényi, Zsuzsa , David Aizman. In: In a Maelstrom. The History of Russian-Jewish Prose 1860 — 1940. New York—Budapest, 2008 , 139—149.
Источник —

Same as Айзман, Давид Яковлевич