Interested Article - Пошехонская старина (фильм)

«Пошехонская старина» киноальманах из трёх новелл, дипломная работа выпускников режиссёрского факультета ВГИКа (мастерская М. Ромма , Л. Кулиджанова ), снятая на киностудии «Мосфильм». Художественным руководителем фильма был Л. Арнштам . Сюжет фильма основан на трёх главах одноимённого романа М. Е. Салтыкова-Щедрина (1887—1889) .

Сюжет

Фильм состоит из трёх цветных короткометражек .

Бессчастная Матрёнка

Режиссёр и сценарист Наталья Бондарчук .

Трагическая история крепостной Матрёны, насильно отданной барыней замуж. Не в силах смириться с уготованной ей злой участью, Матрёна кончает жизнь самоубийством.

Братец Федос

Режиссёр и сценарист .

Простодушный и веселый юноша Федос происходит из обедневшей дворянской семьи. Он приезжает в усадьбу к своим родственникам, где властвует произвол, жестокость и невежество. Федос любит и понимает крестьян, в доме же Затрапезных он чувствует себя чужим .

Ванька-Каин

Режиссёр и сценарист Николай Бурляев .

Балагур и весельчак парикмахер Иван, поработав в Москве, возвращается в имение Затрапезных. Он навлекает на себя гнев помещицы, стремящейся всеми средствами укротить вольный нрав своего раба. Но ни порка, ни угрозы, ни решение отдать в рекруты не могут сломить его жизнелюбивый характер .

В ролях

Критика

В своей статье «Экранизация произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина» (1977) литературовед Ф. Журко отмечает, что авторы трилогии, вероятно, стремились создать более живописные истории. Критик отмечает, что ничего плохого в этом желании нет, более того, оно «правильное, необходимое и похвальное». Однако, увлекшись зрелищной стороной, молодые режиссёры не сумели раскрыть сущность «Пошехонской старины». По мнению Журко, в киноновеллах не ощущается того, что Щедрин, показывая бесправие крепостного человека , тем не менее видел и ценил его самобытность . Желание жить свободной жизнью характерно для главных героев «Пошехонской старины» и проявляется в той или иной степени у каждого из них .

Федос у Щедрина представлен человеком недюжинным и свободолюбивым, чутким к чужой боли. Он понимает крестьян и их жизнь и охотно участвует в сельских работах, любит животных и изобретательно играет с детьми. Поэтому в фильме выглядит неожиданно, что он может спокойно смотреть на мучения животных или бесстрастно принять смерть больной девочки. Ничем не объясняется и его внезапный уход из имения, тогда как у Щедрина он покидает Затрапезных после очередного обвинения в вольнодумстве . Искажены и отношения Федоса с главой семьи Затрапезных — у Хуциева эта пара представлена как «коварный племянник» и «добрый дядюшка». Все эти отклонения от замысла сатирика снимают острое напряжение между Федосом и его родными, нивелируют его возмущение несправедливостью происходящего .

Экранная история парикмахера Ваньки-Каина также отличается от истории героя «Пошехонской старины». По сценарию Иван служил в армии и бежал оттуда. Он шутник, но, если у Бурляева Ванька уничижителен и к себе и к — так, в сцене возвращения в имение парикмахер кричит встретившимся ему дворовым: «Расступись грязь, навоз ползёт», в романе же его балагурство всего лишь прикрытие неприятия помещичьего произвола, а дворовые даже симпатизируют ему. У Щедрина строптивого парикмахера избивает кучер Алемпий, который в усадьбе сёк всех провинившихся крестьян, в фильме Ивана бьёт брат — таким образом, по мнению критика, конфликт между ним и помещицей «размывается», и их антагонистическое противостояние уходит на задний план. Помещица в фильме представлена несчастливой в семейной жизни, чтобы зритель сопереживал ей, добавлены детали, демонстрирующие её «доброту», проявляемую к Ивану, которого наказывают по её же приказу. Она так же, как и Иван, по замыслу постановщика, достойна участия, потому что обстоятельства обернулись против неё. И самый главный просчёт режиссёра по мнению Журко — Иван считает, что причина его несчастья он сам .

В киноновелле Бондарчук идейные акценты также расставлены иначе, чем в первоисточнике, однако она всё-таки наиболее близко, нежели коллеги, передала его смысл, представляя обширную картину положения женщины в обществе и семье. Однако, по мнению критика, Бондарчук грешит излишним мелодраматизмом. Очень огрублённо показаны отношения Матрёнки и Ермолая, упрощён образ жениха — юного Егорушки. В романе Матрёна покончила с собой, не сумев далее выносить «беззакония», и это её выбор. Матрёна в фильме мучится от боли предродовых схваток (у Щедрина её роды должны быть нескоро), встаёт ночью, чтобы помолиться, затем выходит во двор, ветер сбивает её с ног, и она, оставшись лежать на улице, замерзает. Такая смерть выглядит случайной, этот сюжетный поворот снижает решительность щедринской героини в желании порвать с опостылевшей средой .

Участие в фестивалях

См. также

Примечания

  1. , с. 37—38.
  2. , с. 37.
  3. , с. 38.
  4. , с. 40—41.
  5. , с. 45.
  6. , с. 38—39.
  7. , с. 40.
  8. , с. 40—42.
  9. , с. 42—45.
  10. Кто есть кто в России. 1998. стр. 99

Литература

  • Александров С. С любовью и верой в человека // Советская молодёжь . — 1977. — 30 октября.
  • Ермакова, Гали. Творческое беспокойство // Звезда . — 1977. — № 6 . — С. 201—202 . — ISSN .
  • Экранизация произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина // Кино и литература / Под ред. Ф. М. Журко. — ВГИК , 1977. — Т. 16. — С. 37—45. — 107 с.

Ссылки

Источник —

Same as Пошехонская старина (фильм)