Interested Article - Консорт (музыка)
- 2021-12-08
- 2
Консо́рт ( англ. consort ) — в Англии XVI и XVII веков общее обозначение небольшого и, как правило, инструментального ансамбля.
Краткая характеристика
Термин, вероятно, возник как искажение фр. concert или итал. concerto . Музыка для консорта ( англ. consort music ) — важная составляющая часть в жанрово-стилистическом диапазоне музыки английского Ренессанса и барокко . Консортную музыку писали Кристофер Тай , Уильям Бёрд , Джон Булл , Орландо Гиббонс , Джон Доуленд (знаменитый сборник «Lachrimae», 1604), , Генри Пёрселл , Уильям Лоуз , Мэтью Локк , Томас Морли , Филипп Россетер и многие другие английские композиторы.
В конце XVI века словом «консорт» англичане называли небольшие ансамбли, состоявшие из инструментов различных семейств. В типичном документе тех времён (1591) консорт описывается как ансамбль, состоящий из лютни , басовой цистры (bandora), басовой виолы , цистры (citterne), сопрановой виолы и флейты. При этом никаких строгих предписаний для инструментов, составляющих тело консорта, не существовало. Позже стали различать «полный консорт» ( англ. whole consort ) для консортов, состоящих из одинаковых инструментов разной тесситуры (например, консорт виол, консорт блокфлейт), в то время как консорты из различных инструментов стали называться «ломаными» ( англ. broken consorts ).
Музыку для консорта писали преимущественно в жанрах фантазии, инструментальной обработки заданной мелодии ( cantus firmus , в том числе и особенно обработки мелодической формулы In nomine ), вариаций, танцевальных сюит и т.п.
«Консортной песней» ( англ. consort song , термин Т. Дарта ) англоязычные музыковеды называют характерную для творчества Уильяма Бёрда и некоторых других (преимущественно анонимных) английских авторов конца XVI — начала XVII веков песню (одноголосную или многоголосную) в сопровождении консорта.
«Консортным антемом» ( англ. consort anthem ) англоязычные музыковеды называют разновидность антема (характерного для творчества Орландо Гиббонса и его последователей), в том случае когда аккомпанирующий орган в стиховом антеме ( англ. verse anthem ) заменялся аккомпанирующим консортом. Предположительно консортный антем предназначался не для церковного, а для домашнего исполнения.
Современные ансамбли аутентистов охотно обозначают себя словом «консорт» для быстрого ориентирования целевой аудитории на исполняемый ими репертуар (например, , , , , и т.п.), при этом подразумевается старинная (главным образом, барочная) ансамблевая музыка всякого рода — не только инструментальная, но и вокальная, не только гомогенные, но и смешанные инструментальные составы. Словом «консорт» также изредка называют себя ансамбли джазовой музыки, например, Консорт Пола Уинтера , активно работавший в США в 1960-х годах.
Литература
- Brett P. The English Consort Song, 1570–1625 // Proceedings of the Royal Musical Association, LXXXVIII (1961–2), pp.73–88.
- Edwards W. Consort // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. N.Y., London, 2001.
Ссылки
- 2021-12-08
- 2