Interested Article - Петипа, Мария Мариусовна
- 2021-04-04
- 1
Мари́я Ма́риусовна Петипа́ (17 (29) октября 1857, Санкт-Петербург — 1930, Париж ) — артистка балета и педагог, характерная солистка Мариинского театра . Представительница театральной династии Петипа : дочь прима-балерины Марии Суровщиковой-Петипа и танцовщика, балетмейстера, руководителя петербургского балета в 1869—1903 годах Мариуса Петипа . Первая исполнительница партии феи Сирени в балете П. И. Чайковского « Спящая красавица » ( 1890 ). Заслуженный артист Императорских театров (1901) .
Биография
Мария Петипа родилась в семье солистов петербургской императорской труппы . Театральная атмосфера и закулисная жизнь окружали её с раннего детства. Начала учиться классическому танцу у своих родителей, затем была принята в Санкт-Петербургское театральное училище , где её педагогом стал Христиан Иогансон .
В 1869 году, когда девочке было двенадцать лет, её родители расстались (официально брак был расторгнут в 1875 году [ источник не указан 2810 дней ] ). Мать, оставив балетную карьеру, перешла на положение драматической актрисы в Александринский театр , в то время как отец стал главным балетмейстером петербургской балетной труппы, выступавшей главным образом сначала в Большом (Каменном) театре , а затем в Мариинском .
После выпуска в 1875 году, в возрасте семнадцати лет, Мария была принята в балетную труппу императорского театра. В том же году она дебютировала в главной партии в балете « », поставленном в 1860 году отцом для её матери . Впоследствии она танцевала как в старых балетах отца, так и в партиях, созданных специально для неё.
Начав карьеру как классическая солистка , Мария Петипа вскоре перешла на амплуа хара́ктерной танцовщицы , на 30 лет заняв ведущее положение в труппе в этом качестве. Критика отмечала, что танцовщица не была сильна в классических исполнениях, но в характерных танцах у неё не было соперниц. Этому способствовали и её природные данные: эффектная внешность и темперамент. «Она танцовала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене», — писал о ней Сергей Худеков в своей «Истории танцев» . Петипа с равной увлеченностью и энергией танцевала , , цыганские , русские и прочие национальные танцы как в балетах, так и в оперных дивертисментах — выступая порой по 100 раз в сезон. В её сценической карьере бывали случаи, когда единственные аплодисменты в оперных спектаклях выпадали на долю её танцев. «Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре. [….] всегда очаровательная, темпераментная, красочная», — писал о ней в «Материалах по истории русского балета» Михаил Борисоглебский .
В 1897, 1903 и 1904 годах она гастролировала в Париже, в 1899 и 1901 — в Будапеште . Будучи гражданской женой и постоянной партнёршей по сцене танцовщика Сергея Легата (1875—1905), в 1902—1903 годах вместе с ним гастролировала в Вене, Париже, Монте-Карло , Будапеште с характерными танцами и комедийными номерами.
В 1905 году, в возрасте 29 лет, Сергей покончил с собой из-за событий, вызванных забастовкой артистов во время революции 1905 года . В 1907 году Мария Петипа окончила свою сценическую карьеру, однако до 1912 года эпизодически выступала в концертах как в Мариинском, так и в частных театрах.
15 сентября 1907 года в Париже 49-летняя Мария Петипа вышла замуж за 30-летнего французского инженера Павла Жирара .
В 1926 году эмигрировала во Францию. В Париже, на родине отца и деда, она получила Орден Академических пальм — награду Франции за заслуги в образовании, науке и культуры .
Умерла в Париже в 1930 году в результате тяжелой болезни: как писалось, «после двух ударов паралича и буйного помешательства» .
Сергей Худеков отмечал, что среди балетных артисток своего времени Мария Петипа оставила после себя самое большое количество фотографий .
- Сын (внебрачный) — Фёдор (г.р.1877). Его отец — Дмитрий Федорович Трепов , генерал-майор Свиты. Его усыновил барон Христофор Платонович фон Дерфельден (1851—1909), флигель-адъютант императрицы Марии Федоровны, с которым Мария Мариусовна «тайно обвенчалась в Париже». На основании прошения Х. П. Дерфельдена, сын Марии Петипа получил имя Федор Христофорович Платонов .
Репертуар
Среди наиболее любимых партий артистка называла лезгинку в опере « Руслан и Людмила », мазурку в сцене бала оперы « Жизнь за царя » и испанский танец в опере « Кармен ». Она была первой исполнительницей партий Феи Сирени в « Спящей красавице » П. И. Чайковского ( 1890 ) и Марии в « » И. И. Армсгеймера ( 1896 ) — балете, который Мариус Петипа поставил специально для неё .
Среди других ролей: Низия (« Царь Кандавл » на музыку Пуни, 1891 ), Катти (« Маркитантка » на музыку Пуни). Исполняла танцы: венгерский (« Лебединое озеро » и « Коппелия »), бедуинский (« »), испанский (« Раймонда »), итальянский (« »), польский (опера Глинки « Жизнь за царя »).
Примечания
- от 12 августа 2017 на Wayback Machine в Троицкой церкви при дирекции Императорских Санкт-Петербургских театров.
- ↑ (недоступная ссылка)
- ↑ Дата обращения: 23 апреля 2010. 13 мая 2013 года.
- Худеков С., История танцев, ч. 3. — СПб., 1915.
- Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1—2. — Л., 1938—39.)
- ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д. 1689. с 90. Метрические книги православных церквей за границей.
- . www.kmay.ru . Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
Ссылки
- (недоступная ссылка с 02-04-2015 [3250 дней])
- от 8 января 2018 на Wayback Machine .
[[]]
- 2021-04-04
- 1