Кэмпбелл, Джон, 1-й барон Кэмпбелл
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Кэмпбелл Маккензи ( англ. Sir Alexander Campbell Mackenzie ; 22 августа 1847 , Эдинбург — 28 апреля 1935 , Лондон ) — британский композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Считается, что он, вместе с Хьюбертом Пэрри и Чарльзом Стэнфордом , обусловил ренессанс британской музыки в 90-е годы XIX века.
Музыкант в четвёртом поколении. Учился в Германии в Зондерсхаузене , сперва частным образом у Августа Бартеля, затем в 1857 — 1861 гг. в консерватории у Эдуарда Штайна ; в этот период начал играть в придворном оркестре на скрипке. В 1862 г., вернувшись в Великобританию, поступил в Королевскую академию музыки в класс скрипки Проспера Сентона , у которого учился ещё его отец. В 1865 г., завершив образование, вернулся в Эдинбург, где много работал как педагог (в колледжах и частным образом), играл на скрипке в местных оркестрах и начал выступать как дирижёр, в том числе на музыкальном фестивале в Бирмингеме , где познакомился и сдружился с Гансом фон Бюловом ; исполнение Бюловом увертюры Маккензи «Сервантес» ( 1879 , после более ранней премьеры в Зондерсхаузене с Максом Эрдмансдёрфером ) стало первым заметным событием в композиторской карьере шотландского музыканта.
Бо́льшую часть 1880-х годов Маккензи провёл во Флоренции , где меценатская поддержка, полученная благодаря протекции ученика Бюлова Джузеппе Буонамичи , позволила ему полностью посвятить себя композиции. К этому периоду относятся важнейшие сочинения Маккензи: оперы «Коломба» ( 1883 ) и «Трубадур» ( 1886 ), обе на либретто Фрэнсиса Хюффера , скрипичный концерт, впервые исполненный в 1885 году Пабло Сарасате , кантаты «Ясон» ( 1881 ), «Невеста» ( англ. The bride ; 1882 ), «История Саида» ( англ. The story of Sayid ; 1886 ), оратория «Саронская роза» ( англ. The rose of Sharon , по мотивам Песни песней , 1884 ). Успех ряда композиций Маккензи вызвал приглашение возглавить Королевскую академию музыки , поступившее в конце 1887 года , и с начала следующего года до 1924 г. Маккензи стоял во главе важнейшего музыкального учебного заведения Великобритании, многое сделав для повышения его уровня, хотя в поздние годы позиция Маккензи оказалась весьма консервативной.
В консерваторские годы Маккензи имел довольно мало времени для композиторской работы. Впрочем, в 1903 году он совершил поездку в Канаду, благодаря которой появилась Канадская рапсодия для оркестра ( 1904 ), к 1897 году относится Шотландский концерт для фортепиано с оркестром, в том же году была поставлена комическая опера «Его величество» ( англ. His Majesty ), которая, однако, не принесла композитору успеха. На протяжении 1890-х гг. Маккензи также много выступал как дирижёр, осуществив ряд британских премьер, в том числе симфоний Александра Бородина и Петра Чайковского . К позднему периоду жизни Маккензи относятся его книги о Джузеппе Верди ( 1913 ) и Ференце Листе ( 1920 ), а также мемуары «История одного музыканта» ( англ. A Musician's Narrative ; 1927 ).