Interested Article - Волчек, Борис Израилевич

Бори́с Изра́илевич Во́лчек ( 6 декабря 1905 , Витебск 15 мая 1974 , Москва ) — советский кинооператор, кинорежиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат трёх Сталинских (1946, 1948, 1951) и Государственной премии СССР (1971).

Биография

Родился в Витебске , Российской империи (ныне Белоруссия ).

С 1915 года работал киномехаником, мотористом, слесарем-сборщиком . Увлекшись кино, в 1927 году по путёвке профсоюза уехал в Москву и поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (С 1930 года — Государственный институт кинематографии). С 1928 года в параллель с учёбой работал на Московской фабрике « Совкино » (в дальнейшем — киностудия « Мосфильм ») . Окончил обучение в 1931 году (диплом защитил в 1932-ом материалом к фильму «Хлеборобы» ). После четырёх курсов был приглашён преподавать. Руководил мастерской операторского факультета института в течение тридцати двух лет. С 1943 года — профессор .

Волчек-педагог, воспитатель операторских кадров — это, пожалуй, явление в советском киноискусстве столь же яркое и выдающееся, как и Волчек — оператор-художник.

Марина Голдовская , «Десять операторских биографий», 1978

В военный период 1941—1944 годов работал в Алма-Ате на ЦОКСе , куда эвакуировали «Мосфильм» . Как оператор-постановщик является соавтором шести картин c М. И. Роммом . С 1964 года работал как оператор и режиссёр одновременно.

Член ВКП(б) с 1925 года , член Союза кинематографистов СССР . С 1958 года возглавлял Бюро операторской секции на «Мосфильме» .

Могила Б. И. Волчека на Кунцевском кладбище

Скончался 15 мая 1974 года в Москве .

Похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 1) .

Семья

  • жена — Вера Исааковна Маймина (1908—1989), сценарист;

Фильмография

Оператор

Режиссёр

Сценарист

Награды и премии

Анализ творчества

О композиции

Он первым в советском кино широко применил глубинную мизансцену и на протяжении многих лет совершенствовал этот приём съёмки, значительно расширивший диапазон актёрского и режиссёрского творчества. <…> …стремление Волчека к созданию на экране эффекта трёхмерности пространства и пластичности изображения в каждом следующем фильме заставляло оператора всё более и более углублять композиции, строить их по диагонали в глубину, с вынесением основного действия на передний план.

М. Голдовская , «Десять операторских биографий», 1978
Об освещении

Освещение портрета стало одной из наиболее сильных сторон искусства Волчека. Выявлению характерности, типажности, созданию психологического портрета он подчиняет все доступные средства.
Кадр, построенный и освещённый Волчеком, всегда скульптурен. Фигуры актёров рельефны, объёмны, они чётко рисуются на фоне, какие бы сложные архитектурные построения он ни составлял.

М. Голдовская , там же

Уже одной из первых своих работ — « Пышкой » Б. Волчек получил признание коллег по студии:

Большая заслуга Волчека, как художника-оператора, что он не стал на путь (наиболее лёгкий) внешнего обезображивания актёра, этот путь всегда прикрывает у операторов собственное неумение работать со светом, тоном и композицией.
Операторская трактовка «Пышки» позволяет нам отнести его в первые ряды лучших операторов — художников советской кинематографии.

Н. Ренков , А. Птушко , Н. Кузнецов, В. Кузнецов, «Кино» 16 сентября 1934

Примечания

  1. . Биографическая энциклопедия «Личности» . Дата обращения: 9 декабря 2023.
  2. , с. 71.
  3. , с. 126.
  4. , с. 79.
  5. , с. 125.
  6. , с. 94.
  7. , с. 137.
  8. . Где дремлют мёртвые… (10 июля 2009). Дата обращения: 27 февраля 2022. 27 февраля 2022 года.
  9. , с. 125, 129.
  10. , с. 134.
  11. Ренков Н., Птушко А., Кузнецов Н., Кузнецов В. // Кино : журнал. — 1934. — 16 сентября. 29 ноября 2021 года.

Литература

  • // Десять операторских биографий // Сборник статей / Сост. М. Голдовская. — М. : Искусство, 1978. — 207 с. — 10 000 экз.
  • Режиссёры советского художественного кино // Биофильмографический справочник в 4 томах / Авт.-сост.: В. П. Боровков, Т. В. Сергеева, С. В. Сковородникова, Г. А. Сухин, Н. М. Чемоданова. — М. : Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства Госкино СССР, 1982. — Т. 1 (А — Д). — 154 с. — 500 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — 418 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-03-4 .

Ссылки

  • . Онлайн-кинотеатр «Мосфильма» . Дата обращения: 11 сентября 2020.
  • . biografija.ru . Дата обращения: 27 февраля 2022.
  • (недоступная ссылка — ) . Телеканал «Культура» (2009). Дата обращения: 11 сентября 2020.
Источник —

Same as Волчек, Борис Израилевич