Параджанов, Сергей Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Ио́сифович Ютке́вич ( 15 [28] декабря 1904 , Санкт-Петербург — 23 апреля 1985 , Москва ) — советский театральный и кинорежиссёр, художник, сценарист, педагог, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1962), лауреат двух Сталинских (1941, 1947) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983). Кавалер трёх орденов Ленина (1964, 1967, 1974).
Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога караимского происхождения Иосифа Ивановича Юткевича (1877—1972) и Наталии Михайловны Юткевич (в девичестве Лавровой; 1880—1953) , дворянки , выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов , переехавших в столицу из Вильны . Отец работал инженером в Товариществе Балтийских судостроительных и механических заводов , а с 1903 года — на Петербургской казённой пробочной фабрике; семья жила на 4-й Рождественской улице , дом № 43 .
Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске , откуда семья переехала в Харьков и позже — в Киев . В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга , в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером .
В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя . В 1921—1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе . Параллельно работал в Мастерской Фоггерта , где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая «Вечер театральных пародий» и «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Масса (1921), а также осуществил постановку «Спектакля шарлатанов» Г. С. Геллета (1922) .
В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС) . В течение двух лет как художник и режиссёр ставил эстрадные номера и скетчи на злободневные политические и социальные темы в живых газетах «Смычка» и « Синяя блуза » .
С 1924 года работал в кино. Был художником на фильмах Абрама Роома « Предатель » (1926) и « Третья Мещанская » (1927), в 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ) . В 1928 году по завершении собственного фильма « » обвинён в формализме и изгнан с московской фабрики « Совкино ». Перебравшись в Ленинград, работал на ленинградской кинофабрике «Совкино» (впоследствии — « Ленфильм »). Один из тех, кто безоговорочно принял появление звука в начале 1930-х годов .
В конце 1934 года группой начинающих ленинградских кинематографистов, актёров и композиторов, среди которых были Арнштам , Гарин , Локшина , Тенин , Бернес , Шостакович , Гольц и многие другие, была создана «Первая художественная мастерская», возглавить которую предложили Юткевичу. По мнению киноведа Петра Багрова , мастерская стала «едва ли не самой привлекательной страницей советского кино второй половины 1930-х годов, возобновив под крышей мансарды атмосферу „студийности“ 1920-х» . Студия заявила о себе декларацией, вполне благонамеренной, однако «в ней провозглашалось некое „размежевание“ кинематографистов по творческим устремлениям. Для середины 30-х с их внедрением насильственного художественного единообразия — это почти революция!» . Под художественным руководством Юткевича силами мастерской были сняты: « Подруги » (1935), « Женитьба », « Тайга золотая » и « Шахтёры » (1937) .
…сколько гарантированных Сталинских премий уплыло у него прямо из-под носа — минимум четыре (две у него всё-таки были, так что, учитывая ещё две Государственные, которые ему дадут за «лениниану», вполне можно было переплюнуть Пырьева и Райзмана). И Юткевичу ничего не стоило получить эти премии: надо было просто «снять попроще». А он не хотел «попроще».
В планах стояла экранизация « Поединка » Куприна, работы над фильмом «Клоп» были прерваны ещё в подготовительный период . И в 1938 году Юткевич обратился к теме « ленинианы », впоследствии ставшей ведущей в его творчестве.
Начал преподавать в 1929 году. В 1938—1941 годах, перебравшись в Москву, заведовал кафедрой актёрского мастерства
ВГИКа
(с 1940 года — профессор)
. В дальнейшем, вплоть до конца 1960-х годов, неоднократно набирал режиссёрские мастерские.
В 1938—1944 годах был художественным руководителем киностудии «
Союздетфильм
»
. В 1939—1946 годах занимал должность главного режиссёра
Ансамбля песни и пляски НКВД
. Благодаря этому именно с его подачи были возвращены в Москву ссыльные
Михаил Вольпин
и
Николай Эрдман
.
В 1949 году стал одной из жертв борьбы с космополитами .
Злостным формалистом и вождём антинародного космополитизма объявили и Юткевича — со своими модернистскими устремлениями и, главное, «подходящей» для антисемитских шабашей фамилией этот, в общем-то, потомок польских дворян был истинной находкой для громких проработок 1949-го года. Во время одной из них его довели до сердечного приступа… Олег Ковалов , «Формалист (К 105-летию со дня рождения Сергея Юткевича)» декабрь 2009
На одном из «проработочных» собраний в Доме кино Марк Донской , задыхаясь от гнева, кричал Юткевичу: «За паршивенькие статейки получил звание доктора? Отдай обратно!»
Как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. В 1960—1965 годах был главным режиссёром Студенческого театра МГУ .
В 1960—1970-е годы вновь обращался к творчеству Владимира Маяковского , совместно с Анатолием Карановичем поставив два экспериментальных мультфильма: « Баня » (1962) и « Маяковский смеётся » (1975). В них режиссёры использовали метод киноколлажа, совместив кукольную и рисованную мультипликацию с актёрской игрой, чтобы перенести на экран драматургию и киносценарий поэта «Позабудь про камни» . В 1967 году совместно с Н. И. Клейманом реконструировал в фотографиях фильм « Бежин луг » (1935) Сергея Эйзенштейна, а в 1968 году — фильм « Барышня и хулиган » (1918) с участием Маяковского .
Преподавал с первого набора на режиссёрском отделении Высших режиссёрских курсов в 1963 году . Председатель жюри V Московского международного кинофестиваля в 1967 году. Был изначально причастен к созданию Киноцентра с пространством музея кино внутри — «по образцу итальянского» .
Работая в Институте истории искусств (1947—1949, 1956—1973) и ВНИИ киноискусства (1974—1985), написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства («Контрапункт режиссёра», 1960; «Шекспир в кино», 1973; «Модели политического кино», 1978) . В качестве главного редактора участвовал в создании «Кинословаря в двух томах» (1966—1970), в 1987 году переизданного в виде однотомника « Кино. Энциклопедический словарь ».
Член ВКП(б) с 1939 года , член Союза кинематографистов СССР , Всероссийского театрального общества , Союза писателей СССР (1964—1981), Советского комитета защиты мира , член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961) .
Сергей Юткевич скончался 23 апреля 1985 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Супруга — Елена Михайловна Ильющенко (1904—1987), балерина.
От актрисы Нины Яковлевны Шатерниковой (1902—1982) дочь Марианна Сергеевна Шатерникова (1934—2018) — киновед, кандидат искусствоведения, с 1964 года преподавала во ВГИКе. С 1990 года жила в Калифорнии ( США ) .
Крупный фонд С.И. Юткевича в Российском государственном архиве литературы и искусства и насчитывает 1759 единиц хранения за 1893–1985 гг. Основу фонда составляют материалы режиссерской деятельности, сценарии, программы и афиши фильмов и спектаклей, рукописи, переписки, фотографии, записные книжки и др.