Interested Article - История русской мультипликации

Советской мультипликации неоднократно посвящались серии почтовых марок с героями популярных мультфильмов

История российской мультипликации охватывает несколько периодов с 1906 года до наших дней, крупнейшим из которых был советский , в основном представленный студиями « Союзмультфильм » и « Экран ».

Возникновение

Кадр из мультфильма Александра Ширяева
Кадр из мультфильма Старевича

Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев , балетмейстер Мариинского театра , создатель первых в мире кукольных мультфильмов . С 1906 по 1909 год он поставил ряд лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвёл балетные партии. Фильмы были сняты на 17,5-миллиметровую плёнку. Создание первого фильма заняло три месяца.

Свои работы он показывал лишь знакомым и студентам в образовательных целях, на широкий экран они не выходили и в советское время были почти забыты. В 1995 году историк балета и киновед Виктор Бочаров заполучил архив Ширяева, где обнаружил ряд документальных и художественных фильмов, а также рисованные и кукольные мультфильмы. Среди них были «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают, и крутятся в воздухе, что удивляет даже современных мультипликаторов .

До открытия Бочарова первым русским мультипликатором и первым в мире режиссёром кукольных фильмов считался Владислав Старевич . Будучи биологом по образованию, в 1910 году он решил снять обучающий фильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тонкие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово . Фильм в прокат не вышел, но способствовал приходу режиссёра на кинофабрику Александра Ханжонкова .

В той же технике Старевич снял вышедший в широкий прокат в 1912 году короткометражный фильм « Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами », в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей вплоть до середины 1920-х годов, а в отзывах критиков сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно дрессировкой добиться от насекомых.

Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли кукольные короткометражки « Месть кинематографического оператора » (1912), « Стрекоза и муравей » (1913), « Рождество у обитателей леса » (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), «Лилия Бельгии» (1915), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме « Ночь перед Рождеством » (1913) Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

После Октябрьской революции Старевич с семьёй эмигрировал в Италию , затем — во Францию , где продолжил снимать мультфильмы. Среди его работ был первый в мире полнометражный кукольный фильм « Рейнеке-Лис » (1930). В 1956 году кинопродюсер Александр Каменка организовал встречу Старевича и Ивана Иванова-Вано и предложил съёмки совместного фильма, на что оба режиссёра с охотой согласились. По словам Иванова-Вано, его коллега мечтал вернуться на Родину и передать свой опыт молодым художникам, однако советские чиновники ответили отказом .

Развитие (1920—1930)

После отъезда Старевича мультипликация в Советской России была некоторое время парализована. Первые попытки возродить её были предприняты Юрием Меркуловым и Даниилом Черкесом при оформлении агитпоездов . Им принадлежала идея так называемых мультипликационных плакатов, представлявших собой технику плоской марионетки, когда в движение приводились трафареты на основе карикатур художников Дмитрия Моора , Михаила Черемных и Виктора Дени

В 1924 году Юрий Меркулов, Николай Ходатаев и Зенон Комиссаренко организовали Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии , где сняли мультфильмы в той же технике плоской марионетки (перекладки): « Межпланетная революция » и « Китай в огне ». Последний насчитывал 1000 метров плёнки, что при тогдашней скорости проекции занимало более 50 минут экранного времени — длина полнометражного мультфильма . К работе также привлекли ряд молодых художников — будущих классиков советской мультипликации: Ивана Иванова-Вано, сестёр Брумберг , Ольгу Ходатаеву , Владимира Сутеева .

Параллельно на студии « » коллектив художников за два года выпустил целый ряд сатирических и рекламных картин, высмеивавших буржуазию, церковь и Запад: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки» и «Случай в Токио» (режиссёр и художник-постановщик Александр Бушкин ), « Советские игрушки » и «Юморески» (режиссёр Дзига Вертов ) и другие. Такая скорость стала возможной благодаря шаржевому стилю рисунка и технике перекладки .

Небольшие группы энтузиастов начали появляться по всей стране. Мультипликаторы экспериментировали со своим оборудованием, а также с эстетикой. Позднее Иванов-Вано вспоминал в автобиографии «Кадр за кадром», что этому способствовало и общая атмосфера русского авангарда , главенствовшая в искусстве тех лет. Сам режиссёр принял участие в постановке сразу двух картин, которые принято считать первыми советскими мультфильмами для детей: « Сенька-африканец » и « Каток ». Оба фильма были поставлены в 1927 году на студии « Межрабпом-Русь ». С этого момента детская мультипликация начала вытеснять пропаганду .

Среди других важных картин той эпохи были рисованные фильмы студии « Совкино » — « Тараканище » (1927, реж. Александр Иванов ) и « Самоедский мальчик » (1928, реж. сёстры Брумберг, Николай и Ольга Ходатаевы); кукольные фильмы Марии Бендерской « Мойдодыр » (1927) и « Приключения китайчат » (1928, «Межрабпом-Русь»); мультипликационно-игровой фильм «Первая Конная» (1929, реж. Юрий Меркулов, « Госвоенкино »), в котором художники Леонид Амальрик и Лев Атаманов применили ряд новаторских приёмов по совмещению объёмных декораций, вертикальных марионеток и глиняной мультипликации (задолго до советских пластилиновых мультфильмов ) . Большая пластичность движений была достигнута в « Органчике » (1933) и « Царе Дурандае » (1934), созданных так называемым альбомным методом (на бумаге без целлулоида) .

В 1929 году на Ленинградской фабрике « Совкино » вышла « Почта » (реж. Михаил Цехановский ), выполненная в смешанной технике. Эта работа изменила восприятие мультипликации как отдельного вида искусства, стала первым советским цветным и звуковым мультфильмом, в котором картинка синхронизировалась со звуком, а также первым мультфильмом, который шёл широким прокатом за рубежом и был отмечен ведущими специалистами своего времени (в частности, архитектор Фрэнк Ллойд Райт рекомендовал её Уолту Диснею как образец «мультипликации, подталкивающей к размышлениям» ) . В дальнейшем Цехановский возглавил отделение мультипликации при Ленинградской кинофабрике, где он и его ученики (в их числе Мстислав Пащенко ) развивали самобытную ленинградскую школу вплоть до войны , когда погибли многие мультипликаторы, а студия была разрушена во время бомбардировки . В пожаре погибла и единственная копия полнометражного рисованного фильма супругов Цехановских « Сказка о попе и о работнике его Балде », задуманная как экспериментальная мультопера на музыку Дмитрия Шостаковича .

Еще одним специалистом того времени стал Александр Птушко , пришедший на « Мосфильм » в 1927 году для работы над первым в СССР мультсериалом «Приключения Братишкина», где с Меркуловым в одном кадре совместили натурные съёмки и кукольного человечка . Но настоящую славу он обрёл с выходом формально первого полнометражного кукольного мультфильма « Новый Гулливер » в 1935 году (Старевичу удалось выпустить « Рейнеке-Лис » на экраны лишь в 1937 году). В нём режиссёр также объединил в одном кадре мультипликацию и актёрскую игру. В фильме есть массовые сцены с участием сотен кукол, с выразительной мимикой и тщательной анимацией движений . Успех картины позволил Птушко открыть на студии новое подразделение — Объединение объёмной мультипликации, где за пять лет было создано порядка дюжины кукольных фильмов, снятых как в чёрно-белой, так и в цветной технике по методу Павла Мершина . В 1944—1946 годах он был директором созданной в 1936 году студии « Союздетмультфильм », но покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино.

«Союзмультфильм» (1930—1960)

Заставка мультфильма про Микки Мауса, восхитившего Ф. Хитрука

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом . Фёдор Хитрук , который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера «Дух Гения» . Он был абсолютно поражён плавной сменой кадров, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея.

Кадр из м/ф «Снегурочка» (1952)

В 1936 году на волне этого интереса была основана студия « Союзмультфильм » (из объединения мелких коллективов с разных студий (« Мосфильма », Межрабпомфильма , а также Экспериментальной мультипликационной мастерской (т. н. студия Смирнова ) ), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

В 1941—1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы.

По словам художника Леонида Шварцмана (работал на «Союзмультфильме» с 1948 года) советская послевоенная мультипликация была основана на мультфильмах Уолта Диснея :

…работы студии Диснея были для нас в какой-то степени эталоном. Вот говорят, что писатели вышли из гоголевской «Шинели» . А создатели мультфильмов выросли в штанишках Микки-Мауса! Многие ведущие наши и режиссёры, и художники, были под большим влиянием студии Диснея. Он повлиял на творчество того же Хитрука, и Хржановского , и Норштейна и Котёночкина с его «Ну погоди!». Наш «Союзмультфильм», взяв от Диснея самое лучшее, затем все это творчески переосмыслил, и коллектив единомышленников — это же целое созвездие талантливых личностей — стал производить ленты мирового уровня, не побоюсь этого слова.

Для мультфильмов 1945—1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры (multiplan — камера, укрепленная над многоярусным съёмочным станком, позволяющая делать глубинные наезды и фокусировать либо размывать разные планы). Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые: например, эффект «пушистости» в фильме « Непослушный котёнок » в 1953 году. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер», например в « Пропавшей грамоте » 1945 года, « Каштанке » 1952 года. Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность, например, « Федя Зайцев » и « Часовые полей ». В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — « Снежная королева » (1957).

Стилевой перелом (1960—1990)

Марки Почты России с героями советских мультфильмов

Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Ещё в 1953 году на « Союзмультфильме » приняли решение возродить объединение кукольных фильмов, а через год вышел мультфильм Евгения Мигунова « Карандаш и Клякса — весёлые охотники ». В процессе работы над ним Мигунов фактически с нуля разработал и собрал всю техническую базу, которой затем пользовались другие мультипликаторы на протяжении многих лет .

Объединение стало полигоном для ряда начинающих режиссёров-экспериментаторов: Бориса Степанцева , Владимира Дегтярёва , Вадима Курчевского и Николая Серебрякова . Фильм « Влюблённое облако » (1959) Романа Качанова и Анатолия Карановича сочетал в себе техники «перекладки», кукольной и рисованной мультипликации и завоевал ряд престижных премий на международных фестивалях . В дальнейшем Качанов вырос в одного из ведущих режиссёров-кукольников, поставив такие картины как « Варежка » (1967) и « Крокодил Гена » (1969).

В 1957 году Евгений Мигунов снял рисованный сатирический фильм « Знакомые картинки », выполненный в условной карикатурной манере, что стало возможным благодаря участию в фильме Аркадия Райкина , чей стиль юмора не укладывался в рамки реалистичного рисунка. Этой работой Мигунов проложил путь другим режиссёрам-новаторам . Вскоре свет увидели « Сказка о Мальчише-Кибальчише » (1958) Александры Снежко-Блоцкой , « Ключ » (1961) Льва Атаманова , « Дикие лебеди » (1962) супругов Цехановских и другие. Начались эксперименты с различными техниками.

В 1962 году Иван Иванов-Вано и Иосиф Боярский поставили первый кукольный широкоформатный мультфильм « Летающий пролетарий » по мотивам произведений В. Маяковского , где впервые были применены бумажные « горельефные » куклы . Одной из самых влиятельных работ стала « История одного преступления » (1962) Фёдора Хитрука , выполненная в технике «перекладок» и завоевавшая ряд международных наград . Картину отличал необычный монтаж, ритм и визуальный ряд: художник-постановщик Сергей Алимов выстраивал картинку подобно пентамино или тетрису .

В « Песне о соколе » (1967) Борис Степанцев впервые в СССР применил технику живописи по стеклу (целлулоиду), а в дилогии про « Малыша и Карлсона » — технологию электрографии . Начинаются эксперименты в компьютерной мультипликации . В 1968 году группой математиков под руководством Николая Константинова был создан первый компьютерный мультфильм под названием « Кошечка », запрограммированный на БЭСМ-4 .

Почтовые марки 1988 года с героями популярных советских мультфильмов студии « Союзмультфильм »

Советская мультипликация стала регулярно участвовать в зарубежных фестивалях и занимать призовые места (« Варежка », « Балерина на корабле » и другие). На этот же период пришлось создание многих известных короткометражных мультфильмов с общими основными персонажами (мультфильмы киностудии «Союзмультфильм» о Маугли , о Винни-Пухе , о Малыше и Карлсоне , о бременских музыкантах , о Дяде Фёдоре, коте Матроскине и псе Шарике , о слонёнке, мартышке, удаве и попугае , об обезьянках , мультфильмы Киевской студии научно-популярных фильмов о казаках ), мультфильмов, состоявших из нескольких короткометражных выпусков (« Ну, погоди! », « Возвращение блудного попугая », « Котёнок по имени Гав », « Баба-яга против! », « Боцман и попугай », « Контакты… конфликты… », « На задней парте », « Самый маленький гном ») и мультфильмов-альманахов (« », « »), а также мультипликационного киножурнала « Весёлая карусель », автором которого стал Анатолий Петров .

Петров вошёл в историю как один из самых одарённых мультипликаторов 1970-х годов: работая в изобретённой им технике фотографики, он с помощью обычной рисованной мультипликации создавал объёмные реалистичные фильмы, лучшими из которых считаются « Полигон » (1977) и « Геракл у Адмета » (1986) . Одновременно на Свердловской киностудии (впоследствии ) развивались направления песочной анимации (« ») и живописи по стеклу Добро пожаловать! », « Корова »). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров .

Телевизионная мультипликация

Стремительный рост телевизионной сети в 1950—1960-е годы привёл к появлению телевизионной кинематографии, а затем и мультипликации . Ещё в мае 1959 года руководство «Союзмультфильма» обратилось в ЦК КПСС с предложением развернуть производство телеверсий мультипликационных киноработ . В феврале 1960 года с инициативой создания телевизионной студии мультипликации выступил комитет Союза работников кинематографии . В 1970 году Гостелерадио СССР стало регулярно заказывать производство детских художественных и мультипликационных телефильмов — часть мультфильмов для комитета производило его подведомственное предприятие Творческое объединение «Экран» (создано 1967 году на базе Отдела производства фильмов Центрального телевидения в связи с введением в строй аппаратно-студийного комплекса в Останкино), часть — главные редакции производства телефильмов местных телестудий (« Куйбышевтелефильм », « Свердловсктелефильм », « », « Пермьтелефильм », « », первоначально они использовали мультипликацию для оформления эфиров, создания титров и заставок телепередач, но вскоре перешли на производство собственных картин ), часть — киностудиями по его заказу (больше всего — Свердловская киностудия , « Киевнаучфильм », « Беларусьфильм »), данная практика продолжалась организациями-преемниками Гостелерадио СССР — Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания и Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» .

За время своего существования для Гостелерадио СССР и его преемников были созданы такие известные мультфильмы как мультфильмы о коте Леопольде , домовёнке Кузе , поросёнке Фунтике , многосерийные мультфильмы (с короткометражными сериями) « Приключения капитана Врунгеля », « Алиса в Стране чудес », « Алиса в Зазеркалье », « В стране ловушек », циклы короткометражных мультфильмов « Приключения Незнайки и его друзей », « Незнайка в Солнечном городе », « Волшебник Изумрудного города », « Приключения Мюнхаузена », « Доктор Айболит », полнометражные мультфильмы « Остров сокровищ » и « Энеида ». В 1981 году в Творческое объединение «Экран» пришёл Александр Татарский , который начал с экспериментов с пластилином (« Пластилиновая ворона », « Падал прошлогодний снег »), перенеся затем эту эстетику и на рисованные фильмы. С конца 1980-х годов студия перешла к упрощённому стилю рисунка с грубыми штрихами (« Следствие ведут Колобки », « Здесь могут водиться тигры »). Мультфильмы Геннадия Тищенко одни из немногих, избежавших этого.

Студия «Пилот»

В 1986 году было создано ВТПО «Видеофильм» , ставшее осуществлять запись отечественных кино- и телефильмов на видеокассеты, а также производство фильмов-концертов и заказ производства художественных фильмов, а в 1988 году при ней возникла студия «Пилот» , осуществляющая производство мультфильмов для их последующей записи на видеокассеты. В студию перешли ряд сотрудников Студии мультипликационных телефильмов Творческого объединения «Экран». Ею также производились короткометражные мультфильмы или циклы короткометражных мультипликационных фильмов (такие как «Лифт»). Вследствие полного отсутствия на отечественном видеорынке каких-либо правовых норм и неподписания СССР Бернского соглашения о защите авторских прав, ВТПО «Видеофильм» (реорганизованное в 1991 году в АОЗТ «Корпорация „Видеофильм“» ) в 1993 году отказалось от производства и тиражирования видеопрограмм и занялось телевизионным вещанием , приватизирована также оказалась и студия «Пилот». В последующие периоды различные частные мультипликационные студии произвели несколько мультфильмов для просмотра на видеокассетах, самым знаменитым из которых стал мультфильм « Незнайка на Луне », снятый частной анимационной студией «FAF Entertainment» в 1997—1999 годах и имевший телевизионную версию, которая фактически представляет собой 12-серийный мультипликационный телефильм (каждая версия с титрами, в версии для видеокассет деление на 12 серий также присутствовало, но не играло никакой роли, а титры шли только после окончания кассеты).

Современный период

В декабре 1989 года возникла первая частная мультипликационная студия « Кристмас Филмз », созданная специально для работы над международным проектом « Шекспир: Великие комедии и трагедии »; при этом штат студии составили опытные сотрудники «Союзмультфильма», «Мульттелефильма», « Арменфильма » и Свердловской киностудии .

C конца 2000-х годов студия «Союзмультфильм» постепенно начала возвращаться к жизни: возобновились съёмки популярного мультжурнала « Весёлая карусель », сериала « Простоквашино », были запущены в производство полнометражные фильмы « Гофманиада » (2018) и « Суворовъ » (2019). С этого же периода частная студия «Мельница» развернула выпуск полнометражных рисованных мультфильмов с реалистической прорисовкой фона, другие частные киностудии развернули выпуск полнометражных компьютерных мультипликационных фильмов, по оценке журнала « Техника кино и телевидения » первый из которых в России («Созвездие льва») был выпущен Юрием Агаповым ещё в 1996 году .

Одновременно начался новый этап отечественной телевизионной мультипликации. После ликвидации РГТРК «Останкино» (последнего преемника Гостелерадио СССР) в 1995 году производство отечественных короткометкометражных мультипликационных телефильмов прекратилось, другие отечественные телеорганизации тоже практически не заказывали производство мультипликационных телефильмов, исключением являлся многосерийный мультфильм « Приключения в Изумрудном городе », снятый по заказу НТВ-Кино в 1999 году. В настоящий период производится небольшое количество детских полнометражных мультипликационных телефильмов и мультсериалов по заказу «Первого канала» (рисованные полнометражные мультфильмы « Незнайка и Баррабасс » и « Про Федота-стрельца, удалого молодца »), ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (полномежтражные мультипликационные фильмы « Белка и Стрелка. Лунные приключения », « Урфин Джюс и его деревянные солдаты », мультипликационные телесериалы « Бумажки », « Ми-ми-мишки », « Паровозик Тишка », « Лунтик и его друзья », « Барбоскины »), акционерного общества «Цифровое телевидение» (мультипликационные телесериалы « Герои Энвелла », « », « Лео и Тиг », « Сказочный патруль. Хроники чудес »), акционерного общества «СТС» (мультипликационные телесериалы « Три кота », « Царевны »). Популярность в России и за рубежом обрели мультсериалы « Смешарики » и « Маша и Медведь » [ источник не указан 627 дней ] .

В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее — « Таруса ») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов « Крок » (в остальные годы он проходит на Украине ). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба, например, « Мультиматограф ». Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, « Старик и море » (1999), « Собачья дверца » (2007) [ источник не указан 627 дней ] . При этом ежегодно на мультипликацию в России из бюджета выделяется 800 млн рублей (2017), эта сумма, по заявлению министра культуры Владимира Мединского , несопоставима даже с бюджетом мультфильма « Шрек » . Российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20—30 часов мультфильмов (2009), во Франции — 350, на Западе и в Китае — тысячи часов, в Японии и США — десятки тысяч. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300—400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом .

Восстановление фильмов

В 1992 году компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР . Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии . Мультфильмы были переозвучены, однако качество музыкального и речевого озвучивания в новом варианте значительно уступает оригинальному. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу « Бибигон ».

В 2000 году ряд советских мультфильмов 1940—1950 годов (главным образом « Чужой голос », « Кукушка и скворец », « Машенькин концерт », « Лев и заяц », « Золотая антилопа », «Гуси-лебеди», «Мойдодыр» и другие, всего 37 мультфильмов ) были отреставрированы и переозвучены ООО «Студия АС» и выпущены ООО «Детский сеанс 1» в 2001 году. В новых версиях была полностью заменена фонограмма (вместо классической музыки звучал синтезатор), к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукооператорах и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества . Руководство «Союзмультфильма» заявило о непричастности «Союзмультфильма» к переозвучке .

В настоящее время восстановлением отечественных лент в России занимается кинообъединение «Крупный план» [ источник не указан 627 дней ] .

Музыка

Среди композиторов, сочинявших для мультфильмов, Владимир Шаинский , Михаил Меерович , Александр Зацепин , Геннадий Гладков . Работы мультипликации 1970 годов часто сопровождала музыка, созданная на Московской экспериментальной студии электронной музыки Эдуардом Артемьевым , Владимиром Мартыновым , Шандором Каллошом и другими.

В настоящее время наиболее активны Лев Землинский и Александр Гусев .

См. также

Примечания

  1. Ксензенко Евгений от 19 ноября 2018 на Wayback Machine // НТВ, программа « Сегодня » от 13 апреля 2009
  2. . Телеканал «Россия – Культура» . Дата обращения: 12 февраля 2019. 18 июля 2019 года.
  3. Иванов-Вано И. П. Кадр за Кадром. — М. : Искусство, 1980. — С. 23—41, 81. — 239 с.
  4. Марголина Ирина. . Студия М.И.Р. (2015). Дата обращения: 26 октября 2018. 26 октября 2018 года.
  5. Ирина Марголина, Эдуард Назаров . «Анимация от А до Я», выпуски 22—23. REN-TV , 1997 год.
  6. Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — С. 14—17, 315—316, 615—616, 687—688. — 816 с. — 3000 экз. ISBN 5-9265-0319-4 .
  7. Асенин С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и своем искусстве. — М. : Искусство, 1983. — С. 20. — 207 с.
  8. Марголина Ирина. . Студия М.И.Р. (2010). Дата обращения: 26 октября 2018. 26 октября 2018 года.
  9. Ирина Марголина, Эдуард Назаров . «Анимация от А до Я», выпуски 5, 23. REN-TV , 1997 год.
  10. . (англ.) . — CRC Press, 2015. — P. 81. — ISBN 9781138854529 . 26 октября 2018 года.
  11. Публикация и комментарии С. Ким и А. С. Дерябина. . Киноведческие записки (2001). Дата обращения: 26 октября 2018. 10 ноября 2018 года.
  12. Гайлан Элеонора. . Киноведческие записки (2005). Дата обращения: 26 октября 2018. 31 октября 2018 года.
  13. Хентова С. М. Шостакович в Петрограде—Ленинграде. — Л. : Лениздат, 1981. — С. 110—115. — 301 с.
  14. Спутницкая Нина. // Искусство кино : журнал. — 2015. — Май ( № 5 ). 11 октября 2018 года.
  15. Николай Майоров. // Киноведческие записки : журнал. — 2011. — № 98 . 4 марта 2016 года.
  16. William Moritz (недоступная ссылка) // Animation World Network, March 1, 1999 (на английском языке)
  17. Олег Ковалов от 24 ноября 2011 на Wayback Machine // Энциклопедия Отечественного Кино
  18. Георгий Бородин от 17 августа 2011 на Wayback Machine // «Киноведческие записки» № 80, 2006

    …рождение «Союзмультфильма» в глазах историков остаётся покрытым пеленой тумана. До сих пор многие исследователи представляют создание студии как единовременное слияние коллективов мультипликаторов «Межрабпомфильма», «Мосфильма» и так называемой «Студии Смирнова». В действительности же процесс централизации мультпроизводства и перевода московской мультипликационной кинопромышленности (если вообще правомерно называть её таким громким словом в те годы) на целлулоидную технологию, завершившийся созданием «Союзмультфильма», был четырёхступенчатым.

  19. Волонихин И. «Шапокляк — это полный антипод моей тёщи» // Огонёк. — 2020. — № 30 — 34. — С. 50.
  20. Мигунов Евгений, Бородин Георгий. . Киноведческие записки (2005). Дата обращения: 22 ноября 2019. 2 марта 2014 года.
  21. Ирина Марголина, Эдуард Назаров . . Студия М.И.Р. (2012). Дата обращения: 22 ноября 2019. 7 декабря 2020 года.
  22. Наталья Лукиных. . Суздальфест (2003). Дата обращения: 22 ноября 2019. 27 апреля 2020 года.
  23. Боярский Иосиф . . Русский переплёт (1995). Дата обращения: 22 ноября 2019. 14 февраля 2021 года.
  24. Лукиных Наталья. . Мастер-фильм (2004). Дата обращения: 22 ноября 2019. 24 марта 2020 года.
  25. Сергей Капков . Борис Степанцев // / А. Мещеряков, И. Остаркова. — Интеррос , 2006. — ISBN 5-91105-007-2 . 31 августа 2007 года. . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано из 31 августа 2007 года.
  26. Константинов Н. Н., Минахин В. В., Пономаренко В. Ю. . Журнал «Проблемы кибернетики», выпуск 28, с. 193-209 (1974). Дата обращения: 22 ноября 2019. 27 мая 2020 года.
  27. Мильчин Константин , Идлис Юлия, Зайцева Наталья, Гусятинский Евгений. // Русский репортёр . — 2009. — 3—10 9 ( № 33 (112) ). 24 сентября 2017 года.
  28. Анатолий Волков. / сост. И. Марголина, Н. Лозинская. — М. : Интеррос, 2006. — С. 176—179. — ISBN 5-91105-007-2 . 29 августа 2007 года.
  29. Бородин Георгий. . Газета.Ru (5 марта 2010). Дата обращения: 22 ноября 2019. 15 апреля 2019 года.
  30. . Дата обращения: 1 июля 2022. 16 мая 2022 года.
  31. . Дата обращения: 21 ноября 2019. 27 сентября 2019 года.
  32. . Дата обращения: 3 мая 2020. 30 октября 2019 года.
  33. . Дата обращения: 3 мая 2020. 29 ноября 2007 года.
  34. . Дата обращения: 3 мая 2020. 17 сентября 2020 года.
  35. . Первый канал (2010). Дата обращения: 22 ноября 2019. 12 ноября 2021 года.
  36. Малюкова Лариса . Кристмас Филмз. А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? // Сверхкино. Современная российская анимация . — Спб.: Умная Маша, 2013. — С. 44—51 ISBN 978-5-9904193-1-5
  37. . Факультет информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета . Дата обращения: 13 декабря 2015. 30 октября 2019 года.
  38. . Ассоциация документального кино СК России . Дата обращения: 13 декабря 2015. 24 сентября 2017 года.
  39. от 29 июня 2019 на Wayback Machine // НГ, фев 2018
  40. от 18 июня 2009 на Wayback Machine // 10 июня 2009
  41. М. Терещенко «Россия между двумя „Винни-Пухами“», «Как до Китая»
  42. . Дата обращения: 26 марта 2013. 29 августа 2014 года.
  43. от 2 октября 2013 на Wayback Machine
  44. от 17 июня 2013 на Wayback Machine читателей «Ленты. Ру»

Литература

  • Иванов-Вано И. Кадр за кадром, Москва: Искусство, 1978.
  • Асенин С. В. Мир мультфильма. Москва: Искусство, 1986.
  • Венжер Н. Я. (Ed.) Сотворение фильма. Несколько интервью по служебным вопросам. Москва: Союз кинематографистов СССР, 1990.
  • Орлов А. М. Аниматограф и его анима: психогенные аспекты экранных технологий. Москва: Импэто, 1995.
  • Bendazzi, Giannalberto. 1994. Cartoons. One Hundred Years of Cinema Animation. London/Bloomington: John Libbey/Indiana University Press. (англ.)
  • Giesen, Rolf. 2003. Lexikon des Trick- und Animationsfilms. Berlin: Schwarzkopf & Schwarzkopf. (нем.)
  • Leslie, Ester. 2002. Hollywood Flatlands. Animation, Critical Theory and the Avant-Garde. London, New York: Verso. (англ.)
  • Pilling, Jayne (Ed.). 1997. A Reader in Animation Studies. London et al.: John Libbey. (англ.)

Ссылки

  • на Мультик.ру
  • на сайте «Фильмы про мультфильмы»
  • (составлен на основе опроса профессионалов отрасли на 17-м открытом российском фестивале анимационного кино)
  • — старейший интернет-портал, посвящённый flash-анимации
Источник —

Same as История русской мультипликации