Interested Article - Оцеп, Фёдор Александрович
- 2021-10-25
- 2
Фёдор Алекса́ндрович О́цеп ( нем. Fedor Ozep ; 9 февраля 1895 , Москва , Российская империя — 20 июня 1949 , Беверли-Хиллз , Калифорния , США ) — русский и советский кинорежиссёр, сценарист, критик и организатор кинопроизводства. После эмиграции работал также в Германии , Франции , Италии , Испании , США и Канаде .
Биография
Родился 9 февраля 1895 года (по другим данным, включая дату на могильной плите — 1893 года ) в Москве в семье владельцев фабрики по производству зонтов Хонона Фальковича (Александра Филипповича) Оцепа и Баси Лейбовны Оцеп (в выпущенной в 1899 году справочной и адресной книге «Вся Москва на 1900 год» владелицей фабрики и квартиросъёмщицей указывается только мать, в 1904 году — как мать, так и отец) . Семья жила в доме Вельтищевой в Брюсовском переулке , с 1898 года мать с детьми жила в квартире брата отца — Моисея Фальковича (Филипповича) Оцепа — в доме Романова (дом № 2) на Малой Бронной улице , к 1901 году — у свёкра в доме Вельтищевой на Большой Никитской улице .
После окончания лицея учился в Московском университете . Одновременно с учёбой работал журналистом, под псевдонимом Фёдор Машков писал рецензии на фильмы в популярном журнале «Кино-Театр и жизнь». Быстро завоевал репутацию талантливого критика .
С 1915 года работал также ассистентом на хронике и сценаристом у продюсера Иосифа Ермольева и режиссёра Якова Протазанова . Написал целый ряд киносценариев: «Николай Ставрогин» (1915, по роману « Бесы » Ф. Достоевского ), «Дети Ванюшина», «Пара гнедых» и «Мёртвый дом» (все — 1915), « Пиковая дама » (1916), «Проклятые миллионы» (1917), « Отец Сергий » (1918, совместно с Н. Эфросом и А. Волковым ), «Тайна королевы» (по роману Элинор Глин «Три недели»). В 1917 году опубликовал в издательстве несколько романсов на собственную музыку и стихи: «Звучи звончей гитара», «Помню я вечер весенний», «Отдай мне эту розу» («Твой милый взгляд твоих очей...»).
После Октябрьской революции продолжил работу кинодраматурга, написал сценарии фильмов « Поликушка » (1919), « Аэлита » и « Папиросница от Моссельпрома » (1924), «Коллежский регистратор» (1926, по повести А. Пушкина « Станционный смотритель »). Кроме того, являлся заведующим художественной частью киноколлектива « Русь ». В 1924 году на его базе было создано акционерное общество « Межрабпом-Русь », единственное негосударственное кинопредприятие в постреволюционной России. Оцеп вошёл в состав его руководства.
В 1926 году совместно с Борисом Барнетом дебютировал в качестве режиссёра, поставив фильм « Мисс Менд » по мотивам популярного приключенческого комикса Мариэтты Шагинян «Месс-менд», значительно переосмысленного в ходе съёмок. Фильм пользовалася огромным зрительским успехом и стал самым кассовым советским фильмом 1920-х годов . В «Мисс Менд» с небольшой ролью дебютировала восемнадцатилетняя Анна Стэн , его будущая жена. В 1927 году снял фильм « Земля в плену » с Анной Стэн в главной роли. В 1920-е годы жил в Малом Лёвшинском переулке , дом 6, кв. 2 .
В 1929 году поставил совместный германо-советский фильм « Живой труп » по пьесе Льва Толстого с В. Пудовкиным в главной роли, с восторгом принятый немецкой прессой, однако на родине получивший холодный приём .
Оставшись в Германии , в 1931 году снял фильм « », экранизацию романа Фёдора Достоевского . Этот фильм, как практиковалось на заре звукового кино, был снят в двух вариантах — с немецкими актёрами на немецком и с французскими — на французском языке. Но главную женскую роль в обоих вариантах исполнила Анна Стэн, которую для этого специально вызвали из Советской России .
Позднее Анна Стэн уехала по приглашению в Голливуд , а Фёдор Оцеп с 1932 года работал во Франции , где в том же году поставил «Призраки Парижа». В 1934 году снял фильм « » и экранизацию новеллы Стефана Цвейга « ». В 1935 году вынашивал планы экранизации « Анны Карениной » Льва Толстого ; с этой целью даже заказал сценарий Евгению Замятину , однако замыслу не суждено было сбыться. В 1937 году поставил экранизацию « Пиковой дамы » Александра Пушкина , а в 1938 году в Италии вместе с Марио Солдати — « Княжну Тараканову » с Анной Маньяни и Альберто Сорди . В том же году Эрих фон Штрогейм сыграл у него главную роль в военной драме « » (1938).
Вторая мировая война застала Оцепа врасплох. Когда немцы подошли к Парижу, он бежал в Ниццу , а затем в Касабланку . По распоряжению французской администрации как иностранец еврейского происхождения был заключён в лагерь для перемещённых лиц, где находился до 1941 года. Затем эмигрировал в США . В 1943 году на пике моды русской темы в Голливуде вместе с Генри Кеслером снял военную кинокомедию « Три русские девушки » с Анной Стэн в главной роли. В 1945 году поставил в Испании комедийный мюзикл « ». Последние фильмы снял в Канаде : « » (1945), « » (1947), « » (1947).
Умер от сердечного приступа 20 июня 1949 года в Беверли-Хиллз .
Семья
- Жена — Анна Стэн , актриса советского и американского кино.
- Сестра — Лия Александровна (Хононовна) Алейникова (урождённая Оцеп, 1887—1948) , была замужем за организатором кинопроизводства Моисеем Алейниковым .
- Брат — Семён Александрович Оцеп (1886—1957) , учёный в области вентиляционной, климатической и отопительной техники, в годы НЭПа был владельцем фабрики «Свет» в Лебяжьем переулке в Москве, кандидат технических наук (по теме «Вентиляция в цехах глубокой печати»), автор монографий .
- Матвей Александрович (Мордух Хононович) Оцеп (1884—1958), адвокат, был защитником на крупных политических процессах 1910—1930-х годов .
- Племянник — Юлий Яковлевич Райзман , советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
- Двоюродный брат — Матвей Моисеевич Оцеп, кинооператор, член Союза кинематографистов СССР.
Фильмография
Режиссёр
- 1926 — Мисс Менд
- 1928 — Земля в плену
- 1929 — Живой труп / Der lebende Leichnam
- 1931 — / Der Mörder Dimitri Karamasoff
- 1932 — / Mirages de Paris / Großstadtnacht
- 1934 — / La Peur
- 1934 — / Amok
- 1937 — Пиковая дама / La Dame de pique
- 1938 — / Gibraltar
- 1938 — Княжна Тараканова / La Principessa Tarakanova
- 1943 — Три русские девушки / Three Russian Girls
- 1945 — / Le Père Chopin
- 1945 — / Cero en conducta
- 1947 — / La Forteresse
- 1947 — / Whispering City
Сценарист
- 1916 — Пиковая дама
- 1922 — Поликушка
- 1924 — Аэлита
- 1924 — Папиросница от Моссельпрома
- 1925 —
- 1926 — Мисс Менд
- 1928 — Кукла с миллионами
- 1928 — Земля в плену
- 1929 — Живой труп / Der lebende Leichnam
- 1931 — / Der Mörder Dimitri Karamasoff
- 1932 — / Mirages de Paris / Großstadtnacht
- 1936 — Одинокая женщина / A Woman Alone
Романсы Фёдора Оцепа (нотные издания)
- Звучи звончей гитара. Романс для голоса с сопровождением фортепиано / слова и музыка Фёдора Оцепа. С посвящением Екатерине Константиновне Протасовой. — М.: Б. Андржеевский, 1917. — 5 с.
- Помню я вечер весенний: романс для голоса с сопровождением фортепиано / слова и музыка Фёдора Оцепа. — М.: Б. Андржеевский, 1917. — 5 с.
- Отдай мне эту розу (Твой милый взгляд твоих очей...). Цыганский романс для голоса с сопровождением фортепиано / слова и музыка Фёдора Оцепа. — М.: Б. Андржеевский, 1917. — 5 с.
Прочие публикации
- Мисс Менд (изоматериал). Реж. Ф. Оцеп, Б. Барнет. Плакат /Худож. С. А. Семёнов-Менес. Межрампом-Русь. — М.: Книжная фабрика центрального издательства народов СССР, 1926.
- Не ходи по левой стороне, а иди на Мисс-Менд (изоматериал). Плакат. / С. А. Семёнов-Менес. — М.: Межрабпом-Русь, 1926 (Книжная фабрика центрального издательства).
- Мисс Менд (изоматериал). Авантюрный кинороман в 3-х сериях. Режиссеры: Ф. Оцеп и Б. Барнет. В главных ролях: Игорь Ильинский, Наталия Глан, Н. Розенель. Либретто к кинофильму. — М.: Кинопечать, 1927.
- Коллежский Регистратор (изоматериал). По повести Пушкина «Станционный смотритель». Сценарий Ф. А. Оцепа и В. К. Туркина. Постановка Ю. А. Желябужского и И. М. Москвина. В главных ролях: народ. арт. И. М. Москвин, В. С. Малиновская, Б. П. Тамарин. Либретто к кинофильму. — М.: Кинопечать, 1927.
- Живой труп (Изоматериал). Режиссёр Ф. А. Оцеп. Плакат. —М.: Издание Межрабпом-Русь, 1929.
Литература
- Jörg Schöning (Red.): Fantaisies russes. Russische Filmemacher in Berlin und Paris 1920-1930. edition text + kritik, München 1995.
Примечания
- ↑ . Russian Culture in Landmarks (22 ноября 2015). Дата обращения: 18 июля 2016. 19 мая 2016 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2021. 11 сентября 2021 года.
- от 20 февраля 2018 на Wayback Machine : По этому же адресу уже несколько лет проживал брат отца — Моисей Фалькович (Филиппович) Оцеп, также занятый в производстве зонтиков.
- от 3 февраля 2018 на Wayback Machine : До 1899 года мать жила в доме Вельтищевой в Брюсовском переулке.
- от 3 февраля 2018 на Wayback Machine : Здесь же жил дед со стороны отца Фалька Хононович Оцеп. В 1904 году родители живут раздельно (старший брат Фёдора Оцепа, Матвей, — в одной квартире с отцом). В Москве также жил другой брат отца — Вульф Фалькович (Владимир Филиппович) Оцеп, занятый в торговле дровами, затем — капельмейстер театра «Эрмитаж».
- ↑ Шелохаев В. В. . Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь . Вологодская областная универсальная научная библиотека имени И. В. Бабушкина (1997). Дата обращения: 18 июля 2016. 16 августа 2016 года.
- Баскаков В. Е. Экран 90 / сост. Юрий Тюрин , Галина Долматовская. — М. : Искусство , 1990. — С. 289. — 320 с. — ISBN 5-210-00213-6 .
- . Дата обращения: 4 февраля 2021. 9 апреля 2017 года.
- от 9 июня 2018 на Wayback Machine : Анна Петровна Стэн в это же время жила по другому адресу — Никитский бульвар , дом 6, кв. 26/27.
- . Дата обращения: 4 февраля 2021. 27 декабря 2016 года.
- от 14 марта 2022 на Wayback Machine : Лилия Хононовна Оцеп-Алейникова.
- . Дата обращения: 28 июля 2018. 28 июля 2018 года.
- Автор монографий «Сварка в отоплении и вентиляции» (М.—Л.: Стройиздат, 1935), «Эксплоатация фильтро-вентиляционных установок газоубежищ второй категории» ( Тбилиси : Техника да шрома, 1943), «Обеспыливающие вентиляционные установки» (М.: Госстройиздат, 1951).
- . Дата обращения: 4 февраля 2021. 6 августа 2016 года.
Ссылки
- 2021-10-25
- 2