Interested Article - Овсянки (фильм)
- 2020-09-09
- 2
«Овся́нки» — российский драматический фильм 2010 года режиссёра Алексея Федорченко . По одноимённой повести Дениса Осокина , которая была опубликована в 2008 году в журнале «Октябрь» под псевдонимом Аист Сергеев. Фильм представлял Россию в конкурсной программе 67-го Венецианского кинофестиваля , где удостоился нескольких призов .
Сюжет
Директор целлюлозно-бумажного комбината Мирон Алексеевич едет совершать якобы мерянский традиционный обряд погребения ( кремирования ) своей жены Татьяны в те места, где они когда-то проводили медовый месяц, из Неи в Мещёрскую поросль ( Горбатов ). В попутчиках у него фотограф — Аист Всеволодович, которому он по дороге рассказывает интимные подробности своей жизни — что является частью известного им обоим архаичного погребального ритуала. Вместе с телом женщины также они везут двух маленьких птиц, овсянок . Повествование часто прерывается воспоминаниями героев.
Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных ) древнего народа мери , затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.
Кульминация картины — погребальный костёр на берегу Оки . Затем прах Татьяны предают воде. Аист вспоминает, как много лет назад они с отцом таким же образом проводили в последний путь мать и сестру, и сожалеет, что отца похоронили по христианскому обряду.
На обратном пути герои заезжают к проституткам. На подъезде к Костромской области , на Кинешемском мосту , овсянки, вырвавшись из клетки, взлетают перед лицом Мирона, ведущего автомобиль — и машина слетает с моста в «великую мерянскую реку» Волгу . Главные герои тонут. Но принять смерть от воды, по « мерянской вере» (придуманной создателями фильма), — значит обрести бессмертие.
В ролях
- Игорь Сергеев — Аист Всеволодович Сергеев, фотограф
- Юрий Цурило — Мирон Алексеевич Козлов, директор целлюлозно-бумажного комбината
- Юлия Ауг — Таня, жена Мирона Алексеевича (в девичестве — Овсянкина)
- Виктор Сухоруков — Всеволод ( псевдоним — Веса) Сергеев, отец Аиста, мерянский поэт-самоучка
- Вячеслав Мелехов — продавец птиц
- Лариса Дамаскина — милиционер Зоя
- Иван Тушин — Аист в детстве
- Юлия Тушина — мама Аиста
- Лейсан Ситдикова — Римма
- Ольга Добрина — Юля
- Сергей Ярмолюк — инспектор ГИБДД
- Ольга Гилёва — продавщица
- Артём Хабибулин — продавец
- Виктор Геррат — электрик
Съёмочная группа
- Режиссёр — Алексей Федорченко
- Оператор — Михаил Кричман
- Художники — , Алексей Потапов
- Продюсеры — Игорь Мишин , Дмитрий Воробьёв и
- Автор сценария — Денис Осокин (автор повести)
- Композитор — Андрей Карасёв
- Монтаж — Сергей Иванов
Съёмки и премьера
Создание фильма финансировал продюсер Игорь Мишин , так как «в Минкульте сочли сценарий „Овсянок“ порнографическим» . Помимо города Горбатова (Нижегородская область) и Нижнего Новгорода , съёмки проходили в Екатеринбурге (сцена на мосту в финальных титрах и сцена посещения главными героями торгового центра, где они обедают около катка) и в посёлке Кослан Удорского района Республики Коми (в фильме представлен как город Нея ) .
В начале лета 2010 года показ «Овсянок» был заявлен на « Кинотавре », но картину в последний момент отозвали. Отборщики Венецианского фестиваля поставили режиссёру условие: или «Кинотавр» в июне, или Венеция в сентябре . Картина представляла Россию в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где имела успех: «Сам Тарантино , великий и ужасный, демонстративно аплодировал, стоя на премьере российской картины» .
В международный прокат фильм попал под названиями «Тихие души» (на английском языке ) и «Последнее путешествие Тани» (на французском языке ) . Название «тихие души» взято из текста повести, по которой был снят фильм: «Народ странноват тут — да. Лица невыразительные, как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований» .
Награды и номинации
-
67-й Венецианский кинофестиваль
(
2010
)
:
- Приз Золотая Озелла за лучшее изобразительное решение (оператор-постановщик Михаил Кричман )
- Приз FIPRESCI ( Международная федерация кинопрессы )
- Приз экуменического жюри (жюри, состоящее из представителей различных конфессий)
- Почётная премия Назарено Таддеи (учреждённая в 2007 году по случаю годовщины смерти итальянского режиссёра, учёного и проповедника Назарено Таддеи)
- Приз «Золотая мышка» (Международная ассоциация online кинокритиков)
-
Международный кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «
Меридианы Тихого
» (
2010
):
- Приз за лучшую режиссёрскую работу
-
Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «
Киношок
» (
2010
):
- Приз за лучшую режиссуру
-
Кинопремия «
Ника
» (2011)
- Лучшая музыка к фильму — Андрей Карасёв
- Лучшая сценарная работа — Денис Осокин
- Премия киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона — премия за лучший сценарий — Денис Осокин .
Премьерный показ в разных странах
Премьерные показы состоялись :
- Италия — 4 сентября 2010 ( 67-й Венецианский кинофестиваль )
- Россия — 15 сентября 2010 (кинофестиваль « Меридианы Тихого ») ; 28 октября 2010 — широкий экран
- США — 28 сентября 2010 ( Международный кинофестиваль в Нью-Йорке ); 13 января 2011 (Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс ); сентябрь 2011 (ограниченный показ на широком экране)
- Германия — 2 октября 2010 (Кинофестиваль в Гамбурге)
- Польша — 9 октября 2010 ( Варшавский кинофестиваль )
- Франция — 12 октября 2010 (Cinessonne Film Festival); 2 ноября 2010 (Regards de Russie); 3 ноября 2010 — широкий экран
- Бельгия — 14 октября 2010 (Международный кинофестиваль в Генте ); 5 января 2011 — широкий экран
- Великобритания — 14 октября 2010 ( Лондонский кинофестиваль )
- Бразилия — 22 октября 2010 ( )
- Греция — 10 декабря 2010 ( Международный кинофестиваль в Салониках ); 20 января 2011 — широкий экран
- Нидерланды — 24 февраля 2011
Трактовки
Кинообозреватель « Российской газеты » Валерий Кичин воспринял «Овсянок» как «языческую поэму огромной эмоциональной силы, которая действует гипнотически». Сразу после премьеры он провёл параллель между «Овсянками» и лучшим, по его мнению, фильмом Тарковского — « Зеркало ». Кичин отметил мощность эффекта остранения , которое производит картина: «то, что считается грязным, греховным, вдруг оказывается целомудренно чистым и человечным» .
Михаил Трофименков (« Коммерсантъ ») отметил, что создатели фильма копнули глубже христианства , традиционно отождествляемого в России с духовностью, и попытались погрузить зрителя в преданный забвению современными европейцами мир язычества . По его наблюдению, фильмом «Овсянки» в российское кино введён «новый антропологический тип… лысеющих мужчин, улыбчивых женщин, что называется, в теле, не первой свежести уличных попрыгушек» . Для Андрея Плахова «Овсянки» — это « метафора потерянного (а возможно, и никогда не существовавшего) мира, раздавленного катком индустриализации » .
В сентябре 2011 г. фильм вышел в ограниченный североамериканский прокат. Рецензенты ведущих изданий США не преминули отметить продуманность звукового ряда и блестящую операторскую работу:
- Высший балл из возможных выставил российскому фильму Роджер Эберт , отметивший, что давно не был так тронут: «всего за 75 безупречных минут фильм достигает глубин эпоса » .
- Джим Хоберман полагает, что неспешный ритм и бесшовное сращение прошлого с настоящим позволяют авторам разглядеть за поверхностью повседневной жизни глубокую архаику .
- Кинокритик The New York Times увидела в «Овсянках» урок того, как следует прощаться с наиболее тебе близким: «Спокойно принимая текучесть времени, этот необычный фильм напоминает нам о том, что слова „умереть“ и „исчезнуть“ далеко не всегда — синонимы» .
Музыка к фильму
Композитор Андрей Карасёв о фильме: «Для меня весь мир в этом фильме заключается в людях. Именно они являются носителями забытой памяти исчезнувшего народа. И тот мир, который я видел в их глазах, я и пытался передать.»
«Общая работа над фильмом длилась где-то полгода. Для фильма я использовал тибетские инструменты: дунчены — большие медные трубы, диджириду — это огромная полая труба с одним единственным звуком. Но от него-то и бегут мурашки по коже. Также шаманские инструменты: барабанчик дамару и канглинга — это своеобразная флейта из человеческой ноги.»
«Также были использованы велосипедные спицы, всякие тазы для белья, звук спускающегося в шахту лифта, перестроенные гитары. Не было ни одного инструмента, кроме тибетских, которые звучали бы так, как должны звучать. Все приходилось перестраивать, искажать. Потому что вся эта „корявость“ в инструментах очень напоминала корявость положения меря, народа, от которого сейчас остались какие-то отзвуки, эхо.»
Андрей Карасёв был номинирован за лучшую музыку к фильму на премии «Белый слон», «Золотой орёл», на премию «Ника» был номинирован в двух категориях — открытие года и лучшая музыка к фильму, лауреатом которой он стал в 2011 г.
В фильме были использованы:
- Музыка Марины Шмотовой
- Музыка Дарьи Чаруши
- Песня «Если ты меня полюбишь» в исполнении Анны Герман , слова — Романа Садовского, музыка — Катажины Гертнер
- Песня «Запах лета», слова — Дениса Осокина , музыка — Александра Пантыкина
См. также
- Мерянское неоязычество
- « Мертвец » ( 1995 ) — американский роуд-муви , также поднимающий темы исчезновения близких природе культур и личного бессмертия.
- « Небесные жёны луговых мари » ( 2012 ) — российская этносказка о народности мари .
Примечания
- ↑ от 27 августа 2010 на Wayback Machine . « Комсомольская правда — Урал» от 23 августа 2010 года
- от 3 сентября 2010 на Wayback Machine rian.ru от 23 августа 2010 года
- от 29 сентября 2014 на Wayback Machine // 1tv.ru, 12 сентября 2010
- В фильме фигурирует несуществующий Нейский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). C 1980-х годов существует проект постройки в городе Нея огромного ЦБК, одобренный Правительством РФ , но не реализованный на момент съёмок фильма
- от 21 декабря 2010 на Wayback Machine . Комсомольская правда , 10 декабря 2010
- Изображённые в фильме нравы и обычаи народа меря, растворившегося среди славян ещё в Средневековье, не основаны на научно установленных фактах.
- ↑ . Дата обращения: 22 сентября 2011. 18 октября 2012 года.
- В заключительных титрах фильма Танюша и Мирон закрывают висячий замо́к на чугунной ограде моста через реку Исеть в центре Екатеринбурга и бросают ключ в реку. Этот обычай, символизирующий крепкую и вечную любовь, возник у новобрачных Екатеринбурга в начале 2000-х годов.
- от 3 сентября 2010 на Wayback Machine . « Аргументы и факты » от 25 августа 2010 года
- rian.ru от 11 июня 2010 года
- . Вести.ру от 1 сентября 2010 года
- от 8 сентября 2010 на Wayback Machine . Радио Свобода , эфир от 2 сентября 2010 года
- ↑ . Дата обращения: 10 апреля 2011. 6 апреля 2011 года.
- Мазурова С. . Российская газета (26 ноября 2015). Дата обращения: 23 марта 2018. 24 марта 2018 года.
- . Дата обращения: 1 сентября 2010. 5 декабря 2010 года.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine . « Комсомольская правда — Хабаровск» от 16 сентября 2010 года
- . Дата обращения: 22 сентября 2011. 9 июня 2011 года.
- . Дата обращения: 15 марта 2022. 9 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 22 сентября 2011. 8 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 22 сентября 2011. 23 августа 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 31 марта 2014. 31 августа 2013 года.
- . Дата обращения: 31 марта 2014. 24 февраля 2019 года.
- Титры фильма «Овсянки»
Ссылки
- от 31 октября 2010 на Wayback Machine
- от 11 апреля 2012 на Wayback Machine
- от 8 сентября 2010 на Wayback Machine в интервью Радио «Свобода» с режиссёром Алексеем Федорченко от 2 сентября 2010 года
- 2020-09-09
- 2