Interested Article - Макарий (Гневушев)
- 2020-02-25
- 1
Епископ Мака́рий (в миру Михаи́л Васи́льевич Гне́вушев ; сентябрь 1858 , село Репьёвка , Симбирская губерния — 4 сентября 1918 , Смоленск ) — епископ Русской православной церкви , епископ Вяземский , викарий Смоленской епархии .
Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году .
Биография
Учился в Ардатовском духовном училище и Симбирской духовной семинарии (1878). В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за работу об Александрийской церкви ).
С 1882 года — преподаватель Киевско-Подольского духовного училища.
С 1883 года — наставник в Острожской учительской семинарии.
С 1885 года — преподаватель Киевского женского училища.
С 1890 года — преподаватель Киевской духовной семинарии . Прославился яркими проповедями и миссионерской деятельностью. В 1902 году был инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».
Придерживался правых политических взглядов. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, являлся одним из лидеров черносотенного движения , в 1906 — 1908 годах был членом совета Киевского отдела Русской монархической партии (РМП), членом Киевского отдела Русского собрания . Выступал с резкими антисемитскими заявлениями. В 1906 — 1907 годах — руководитель Киевского союза русских рабочих .
Архимандрит и правый политик
В 1908 году, вскоре после смерти жены, принял монашество с именем Макарий . В этом же году был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь .
Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Ивана Восторгова . Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был членом правления , в котором часто выступал с докладами.
В 1909 году переведён настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Большое внимание уделял организации общенародного пения во время богослужений, считая его средством повышения интереса прихожан к посещению храмов и борьбы с влиянием сектантов. Провёл капитальный ремонт Никольского храма монастыря, в ходе которого к нему был пристроен обширный зал. Такое обращение с памятником архитектуры вызвало жесткую критику со стороны Императорского Московского археологического общества . В ответ заявил, что среди археологов « ревность по „археологическим подробностям“ нередко доходит до своего рода идолопоклонства пред каждым древним кирпичом или каждой архитектурной завитушкой » . Его деятельность в качестве настоятеля монастыря неоднократно критиковалась в газетах, на архимандрита подавали жалобы в Синод (в том числе с обвинениями в растрате монастырских денег и финансовых махинациях), но безрезультатно .
Был членом организационного комитета по созыву Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 года, выступал с приветственной речью при его открытии. В мае 1912 года — товарищ председателя Пятого Всероссийского съезда русских людей в Петербурге. В 1912 году — председатель предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную думу .
Епископ
11 июля 1914 года был хиротонисан во епископа Балахнинского , викария Нижегородской епархии .
В ноябре 1915 года выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов.
С января 1917 года епископ Орловский и Севский . 26 мая того же года уволен на покой по прошению, с назначением «управляющим, на правах настоятеля, Вяземским Спасо-Преображенским монастырем Смоленской епархии» .
12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским , викарием Смоленской епархии .
Арест и мученическая кончина
22 августа 1918 года был арестован и отправлен в тюрьму Смоленска. 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговорённых к смерти были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с чётками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним.
Канонизация и почитание
Реабилитирован 14 апреля 1993 года Прокуратурой Смоленской области .
Имя епископа Макария было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако сама канонизация не была поимённой, а список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов .
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 году для общецерковного почитания.
29 июня 2018 года в рамках предстоящего празднования 1030-летия Крещения Руси в администрации Смоленской области обсуждалось предложение о присвоении в Вязьме одной из площадей имени епископа Макария . По итогу 17 июля 2018 года в Вязьме часть , выходящая на сторону Иоанно-Предтеченского женского монастыря по решению депутатов была переименована в площадь священномученика Макария. Из-за неоднозначности фигуры епископа Макария данное решение вызвало огромный общественный резонанс среди жителей города. В итоге 29 октября того же года постановлением прокуратуры решение о переименовании было отменено в связи с незаконностью данного решения .
Труды
- Историческая записка о состоянии находящегося под высочайшим покровительством е. и. в. государыни императрицы Киевского женского училища духовного ведомства в течение первого двадцатипятилетия его существования. — Киев: тип. В. Давиденко, 1890. — 77 с.
- Успехи православной миссии в Америке. — Киев: С.В. Кульженко, 1891. — 7 с.
- Соображения об устройстве второклассных с учительскими курсами церковно-приходских школ. — Киев: тип. С.В. Кульженко, 1895. — 37 с.
- Пред лицом войны тяжелой : [Обращение к народу]. — Киев: тип. Имп. ун-та св. Владимира АО печ. и изд. дела Н.Т. Корчак-Новицкого, 1904. — 16 с.
- Доклад члена Совета Киевской русской монархической партии М.В. Гневушева, читанный в Киевском отделе Русского собрания 3 июля 1906 г.. — Киев: тип. И. Крыжановского и В. Авдюшенко, 1906. — 14 с.
- Константин Петрович Победоносцев : [Некролог 1827-1907]. — Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1907. — 23 с.
- Сила веры. Ужас неверия. — М. : Русская Печатня, 1910. — 16 с.
- Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости. — Санкт-Петербург: Училищ. при Св. синоде совет, 1911. — 60 с.
- Общенародное церковное пение и его значение для православной церкви вообще и в особенности для западно-русского православия. — Вильна: тип. "Рус. почин", 1912. — 23 с.
Примечания
- . Дата обращения: 26 июня 2019. 26 июня 2019 года.
- ↑ от 29 февраля 2020 на Wayback Machine — видео Атеистического сайта Беларуси
- Церковные ведомости. 1917, № 22—23. С. 149
- Даниил (Сычёв) , иером. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 142-143. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1 .
- Дата обращения: 18 июня 2006. Архивировано из 14 марта 2007 года.
- Кострюков А. А. от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 80.
- А.Н. Пугачёв. . smolpravda.ru . Смоленская правда (9 июля 2018). Дата обращения: 26 июня 2019. 26 июня 2019 года.
Литература
- О положении епископата РПЦ при Временном вправительстве (по новооткрытым источникам) // Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. — М., 2002. — С. 69-164
- , игумен, Дегтева О. В. Епископ Балахнинский Макарий (Гневушев) (1914-1917) // Святители земли нижегородской. — Нижний Новгород: Центр содействия бизнесу, 2003. — С. 398—404. — 537 с. — ISBN 5-00-002241-6 .
- Ангелина (Нестерова), мон. // Новая книга России. — 2009. — № 11/12. — С. 50-53
- Гаврин Д. А. Духовно-просветительская деятельность еп. Макария (Гневушева) в 1917—1918 гг. // Духовно-нравственная культура России: Православное наследие. Челябинск, 2011. — С. 68-74
- Каиль М. В. Епископ Макарий (Гневушев): судьба архипастыря в эпоху революций // Вопросы истории. 2014. — № 9. — С. 143—150.
Ссылки
- 2020-02-25
- 1