Interested Article - Особняк Арсения Морозова

памятник архитектуры (федеральный)

Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства России ; с 1959 года до конца 1990-х Дом дружбы с народами зарубежных стран ) — особняк в центре Москвы , на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895 1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Абрамовича Морозова . Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики , представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе .

История создания

До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В 1892 году деревянная часть здания цирка сгорела; по одной из версий причиной пожара стал поджог. Средств на восстановление здания у импресарио не нашлось, и участок вместе с сохранившимися постройками выставили на продажу. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова , владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения .

Арсений Абрамович Морозов ( 1873 1908 ) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову . Мать Арсения, Варвара Алексеевна, — дочь известного купца Алексея Ивановича Хлудова . В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным , своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл дворец Пена в Синтре , построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино .

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена (или, по другой версии, усадьбы Кинта да Регалейра , также находящейся в Синтре ). На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году ): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала :

Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены « дома с ракушками » в Саламанке ), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна . Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики , главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир , будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле . Над особняком был устроен небольшой висячий сад .

Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году , он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что не почувствует боли благодаря силе духа, которая выработалась с помощью эзотерических техник Мазырина . Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет .

Согласно завещанию Морозова, наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная — Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, с которой он не жил с 1902 года, пыталась это завещание оспорить, ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность . Суд признал доводы В. С. Морозовой несостоятельными и во владение домом вступила Н. А. Коншина, которая тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву — сыну А. И. Манташева .

Особняк в годы советской власти

Вид со стороны Воздвиженки

После Октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов , но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта . При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков . В начале 1920-х годов с пролеткультовцами сотрудничал Сергей Эйзенштейн , поставивший в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года .

В конце 1920-х годов здание передали Наркомату иностранных дел . С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии ; в 1941 1945 годах — службы посольства Великобритании и редакция английской газеты « Британский союзник »; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии . В 1959 году хозяином здания стал « Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами » (ССОД); особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, Дом дружбы народов . В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы .

Современное состояние

Первый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации. Дом дружбы с народами зарубежных стран в Москве.

В 1995 году по личной просьбе внука архитектора Ивана Андриановича Шапошникова скульптор Игорь Замедянский создал мемориальную доску в честь В.А. Мазырина .

В 2003 году Управление делами Президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов Правительства Российской Федерации — таково нынешнее официальное название особняка — открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в «Большой восьмёрке» .

В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма «Галерея Идей». В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам-реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию .

Особняк Арсения Морозова теперь используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.

См. также

Примечания

  1. Бродский Я. Е. Москва от А до Я (Памятники истории, зодчества, скульптуры). — М. : Московский рабочий, 1994. — ISBN 5-239-01346-2 .
  2. , с. 74.
  3. , с. 93.
  4. , с. 216.
  5. М.В. Нащокина. // Архитектурное наследство. — 2013. — № 59 . 8 января 2018 года.
  6. , с. 218.
  7. // Лучшие интерьеры. — апрель 2006. — № 46 . 6 октября 2008 года.
  8. Халхатов Р. А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. — Смоленск: Русич, 2008. — (Памятные места России). — ISBN 978-5-8138-0727-5 .
  9. Митрофанов А. . — Литрес, 2017.
  10. , с. 148.
  11. Есенин Сергей Александрович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт . — М. , 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы : [в 6 кн.].
  12. . РИА Новости (16 января 2006). Дата обращения: 9 февраля 2009. 8 июня 2012 года.
  13. . Московское краеведческое общество. 21 июня 2019 года.

Литература

  • Савинова Е. Н. Виктор Мазырин: Портрет зодчего на фоне времени. — ИП Забозлаев А. Ю., 2013. — С. 93—148. — 256 с. — ISBN 978-5-902525-58-5 .
  • Белый город / Макаревич Г. В. , Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В., Давид Л. А. , Добровольская Э. Д. и др.. — М. : Искусство, 1989. — С. 82—83. — 380 с. — 50 000 экз.
  • Муховецкая Л. . — Рипол Классик, 2015. — С. 216—221.
  • Гейдор Т., Казусь И. Стили Московской архитектуры. — М:Искусство-XXI век, 2014. — С. 152. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5 .

Ссылки

  • от 26 ноября 2016 на Wayback Machine на официальном сайте Правительства Москвы


Источник —

Same as Особняк Арсения Морозова