Никон (Дегтяренко)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Ни́кон (в миру Никола́й Ива́нович Рожде́ственский ; 4 апреля 1851 , село Чашниково , Московский уезд , Московская губерния — 12 января 1919 , Троице-Сергиева лавра ) — епископ Православной Российской церкви , Вологодский и Тотемский (1906 — 1912); богослов , публицист ; политический и государственный деятель Российской империи.
Родился в селе Чашниково Московского уезда Московской губернии в многодетной семье сельского дьячка . С детства он был приобщён к церковной жизни, рано начал читать христианскую литературу — Библию , жития святых и другие книги.
Мы, старики, учились именно по старине: букварь , Часослов , псалтырь Царя Давида . Что до того, что детский ум мало понимал смысл священных слов: ребёнку довольно и того, что он обогащает запас памяти. С возрастом у него весь этот запас осветится и смыслом тех или иных выражений и слов. А пока важно и то, что в его душе закладывается прочный фундамент для тех церковных настроений, какими он будет жить потом в сознательной жизни. Помню себя на руках моего родителя, когда он, после долгих моих просьб, принёс, наконец, из церкви Часослов: как же я рад был этой книге, как целовал ея кожаный переплёт, ея красные строки!.. Тут же, сидя на руках у отца, я дал обещание становиться на клирос , учиться петь, а потом и читать в церкви… Сколько радости, сколько счастья — стать на клиросе, подпевать отцу, а когда усвоишь навык к чтению — прочитать « Ныне отпущаеши », а потом и шестопсалмие … Знают ли нынешние дети это счастье?
В возрасте пяти лет Николай ослеп на один глаз, но это не помешало ему выучиться грамоте и закончить церковно-приходскую школу . Затем он поступил в Московское Заиконоспасское духовное училище , где считался лучшим учеником. Во время обучения в училище он в числе прочего занимался сочинительством, писал стихи, издавал журнал.
В 1874 году поступил в Новоиерусалимский монастырь послушником . Когда настоятеля, отца Леонида (Кавелина) перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру наместником , последовал за ним.
С января 1879 года — в течение последующих 25 лет — был редактором «Троицких листков», религиозно-просветительского издания для народа. В 1900 году за издание «Троицких листков» он был удостоен Макарьевской премии . «Троицкие листки» за 30 лет до 1917 года были изданы тиражом 136 млн экземпляров. Никон основал также такие издания, как «Троицкий цветок», «Троицкая народная библиотека», «Божья нива» и др.
В 1880 году принял постриг с именем Никон ; в 1882 году рукоположён во иеродиакона , затем в иеромонаха .
В 1885 году назначен соборным иеромонахом московского Донского монастыря . В том же году была издана его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца».
В 1892 году возведён в сан архимандрита ; занимал несколько административных постов в лавре, издавал литературу.
6 марта 1904 года император утвердил доклад Святейшего Синода «о бытии казначею Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Никону епископом Муромским , викарием Владимирской епархии » . 11 марта того же года в зале заседаний Святейшего Синода состоялось его наречение во епископа , которое совершили: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) , архиепископ Финляндский Николай (Налимов) , архиепископ Казанский Димитрий (Ковальницкий) , епископ Тульский Питирим (Окнов) . 14 марта в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Хиротонию совершили те же архиереи и викарии Санкт-Петербургской епархии .
С 8 ноября того же года епископ Серпуховский, викарий Московской епархии .
Поддерживал знакомство с московскими монархистами: Владимиром Грингмутом , Борисом Никольским и другими; принимал участие в деятельности монархических организаций.
Осуждал революцию 1905 года ; вместе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) участвовал в открытии 2-го Всероссийского съезда русских людей в Москве 6 апреля 1906 года; писал статьи, обличающие революционеров; обвинял «жидов» и «жидовские газеты» в сознательных издевательствах над религиозными святынями и народной нравственностью.
25 апреля 1906 года был переведён на Вологодскую кафедру , где продолжил правомонархистскую и антиреволюционную деятельность, стал почётным председателем вологодского отдела Союза русского народа .
С 31 января 1907 года член Государственного совета от Святейшего синода ; с 1 января 1908 года член Святейшего синода.
Председательствовал на проходившем 5-13 июля 1909 года в Троице-Сергиевой лавре Всероссийском монашеском съезде .
В 1911—1912 годах состоял членом совета Русского собрания .
29 мая 1912 года уволен по болезни от управления епархией, но оставлен членом Святейшего Синода .
В 1913 году возведён в сан архиепископа , 4 апреля назначен председателем новообразованного издательского совета при Святейшем синоде .
В мае 1913 года принимал участие в осуждении русских афонских монахов-имяславцев в Андреевском скиту. Был послан Святейшим синодом на Афон на военном корабле; по его указанию несколько десятков монахов были в итоге выдворены в Россию.
В 1916 году отошёл от активной деятельности, по прошению был уволен с должности председателя издательского совета и сосредоточился на служении в лавре. В конце жизни он издал книгу Сергея Нилуса «Близ есть, при дверех».
Умер 30 декабря 1918 ( 12 января 1919 года ) в Троице-Сергиевой лавре, где и был погребён.
По одной из версий, владыка подвергся нападению «революционной черни», был жестоко изуродован и убит . Это случилось за воротами лавры.