Иаков (Софрониадис)
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополит Иаков (в миру Иван Алексеевич Пятницкий ; 22 сентября 1844 , село Брынь , Жиздринский уезд , Калужская губерния — 28 ноября 1922 , Томск ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Томский .
Родился 22 сентября ( 4 октября ) 1844 года в селе Брынь Жиздринского уезда Калужской губернии (ныне Думиничский район Калужской области ) в семье пономаря .
Окончил Калужское духовное училище, Калужскую духовную семинарию (1866) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1870).
С сентября 1870 года помощник секретаря Совета и Правления академии. В 1871—1872 годах был помощником инспектора академии.
С 1872 года — смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии . С 16 октября 1873 года — преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Вифанской духовной семинарии .
После защиты диссертации «Происхождение христианского богослужения» 6 ноября 1876 года утверждён в учёной степени магистра богословия .
12 августа 1886 года пострижен в монашество; 17 августа рукоположён во иеромонаха , 1 октября возведён в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской духовной семинарии .
28 апреля 1891 года хиротонисан во епископа Балахнинского , викария Нижегородской епархии . Хиротония состоялась в московском Успенском соборе .
С 29 сентября 1892 года — епископ Уманский , третий викарий Киевской епархии .
С 16 января 1893 года — епископ Чигиринский , второй викарий Киевской епархии. Председатель Киевского братства ревнителей православия и Богоявленского братства для помощи бедным студентам Киевской духовной академии, товарищ председателя Киевского комитета Православного миссионерского общества, почетный член Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии .
С 26 января 1898 года — епископ Кишинёвский и Хотинский . Основал миссионерско-просветительное Христорождественское братство (1902).
В 1903 году, накануне Кишинёвского погрома , представители еврейского населения города обратились к епископу Иакову с просьбой публично «разъяснить народу всю нелепость кровавого навета» и «проповедовать корректность и гуманность по отношению к евреям», однако владыка никаких мер не принял, поскольку был убеждён, что страхи напрасны, и считал, что нельзя «отрицать употребление евреями христианской крови», оговаривая, что «конечно, в этом грехе повинны не все евреи, а исключительно секта хусидов » . Иеромонах Гурий (Гросу) сетовал на чёрствость епископа Иакова: «сколько раз я у него бывал, ни разу не предложил сесть» .
С 12 августа 1904 года — архиепископ Ярославский и Ростовский . В этом же году избран в почётные члены Киевской духовной академии.
В 1906 году был членом и председателем 3-го отдела «О реформе церковного суда».
С 25 января 1907 года — архиепископ Симбирский и Сызранский , председатель Симбирского отдела Императорского православного палестинского общества .
С 10 декабря 1910 года — архиепископ Казанский и Свияжский . Часто выступал с речами и проповедями, но почти не ездил по епархии.
Почётный член всех четырёх российских духовных академий.
Награждён орденом Святого Станислава III степени (1880), Святой Анны III (1884), II (1889) и I (1896) степеней, Святого Владимира III (1893) и II (1901) степеней, Святого Александра Невского (1907) .
5 октября 1916 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке .
В 1917 году член Всероссийского поместного собора , участвовал в 1-й сессии, председатель I, почётный председатель XII и член II, III, IV, V, VI, XIII отделов, на 2-ю сессию не прибыл и назначил заместителя .
В ноябре 1917 года патриархом Тихоном возведён в сан митрополита .
Митрополит Мануил (Лемешевский) вспоминал о нём: «Имел тяжёлый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чём не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги».
После взятия 5 августа 1917 года Казани войсками Народной армии Самарского правительства Комуча и Чехословацкого корпуса митрополит Иаков приветствовал новые власти и благословил сбор средств «в пользу Народной армии» в храмах епархии. В первых числах сентября Казань вновь оказалась под властью большевиков, и он вместе с отступающими частями белой армии уехал в Иркутск. Председатель Сибирского соборного церковного совещания, затем временно управляющий Томской епархией . В конце 1919 года, когда Томск заняли красные, был назначен временно управляющим Томской епархией указом патриарха Тихона и в марте 1920 года официально стал именоваться митрополитом Томским.
29 мая 1920 года переведён на Иркутскую кафедру. Прибыл в Иркутск 14 июня, а уже 12 июля был вновь назначен митрополитом Томским. В Томске после конфискации советскими властями архиерейского дома жил в помещении на хорах кафедрального собора.
В начале 1921 года подал прошение об увольнении на покой. Назначен настоятелем Симонова монастыря , однако в Москву не прибыл.
В марте 1922 года арестован, несколько дней провёл в тюрьме и был отпущен.
28 ноября 1922 года скончался в томском Иоанно-Предтеченском женском монастыре после перенесённой тяжёлой операции .