Interested Article - Николо-Тихонов монастырь
- 2021-09-16
- 2
Свя́то-Нико́ло-Ти́хонов монастырь ( Свято-Николо-Тихонова пустынь , ранее — Николаевский монастырь ) — православный мужской монастырь в селе Тимирязеве (бывшей Подмонастырской слободе) Лухского района Ивановской области . Основан в 1498 году на месте слияния рек Луха и Возополи преподобным Тихоном Луховским . В настоящее время монастырь относится к Кинешемской епархии (монастырь епархиального подчинения) Ивановской митрополии Русской православной церкви . Адрес: Ивановская область, Лухский район, село Тимирязево, ул. Центральная, 70 . Выявленный объект культурного наследия России .
Местоположение
Монастырь находится в 5 км к северо-востоку от города Луха. Расположен на возвышенности, у дороги Лух — Вичуга — Кинешма , на правом берегу реки Луха при впадении в неё реки Возополи .
История
Монастырь основан в 1498 году иноком - отшельником нестяжателем Тихоном . Тихон, в миру Тимофей, был родом из Великого княжества Литовского , где нёс военную службу . В 1483 году Тимофей уехал в Москву вместе с бежавшим туда православным князем Фёдором Бельским , правнуком князя Ольгерда , участником неудавшегося заговора против великого князя Литовского Казимира IV . Как говорит Житие, Тимофей «возненавиде нестоятелный народ литовскаго вертения, понеже мнози от них укланяхуся в латыньство ». Вероятно, речь идёт о непризнании Флорентийской унии . Затем он поступил на послушание в монастырь, предположительно в один из московских монастырей, и вскоре был удостоен иноческого пострижения , получив имя Тихон. Инок длительное время странствовал по землям Верхнего Поволжья , где до XIX века сохранялось его почитание.
Около 1493 года Тихон поселился в местечке Копытове, «что на три поприща от Луха» , где поставил келью . Он избегал общения с местным населением и проводил время в молитвенных бдениях и трудах . Напротив нынешнего монастыря, на другом берегу реки Луха, на месте первой кельи Тихона существовал «изрытый преподобным колодезь» .
Несмотря на стремление Тихона к уединению, к нему в пустынь пришли два инока, Фотий и Герасим, и подвижник ради них перешёл за три версты от Копытова, на более удобное место . Учениками Тихона были также Фаддей и Филарет. Названные ученики были прославлены в лике преподобных . Их имена сохранились в древнем синодике Тихоновой пустыни и на древней иконе преподобного Тихона . Подвижники добывали пропитание своим трудом . Вокруг Тихона постепенно собралось несколько иноков и образовался скит . Всё время своего жития под Лухом Тихон страдал от тяжёлой болезни .
К 1498 году князь Фёдор Бельский становится владельцем местных земель (Лух, Вичуга , Кинешма и Чихачев со смежными селениями). В духовном завещании великого князя московского Ивана III говорится, что эти земли были отданы Фёдору Бельскому великим князем в приданое своей племяннице Анне Васильевне — дочери его сестры княгини Анны Рязанской (тоже Анны Васильевны). Вероятно, прежняя дружба воина Тимофея и князя Фёдора Бельского, а также слава в народе о подвигах Тихона сыграли решающую роль в том, что князь подарил братии небольшой участок вблизи Копытова на слиянии рек Луха и Возополи . Здесь Тихон «устроил скит, собрал много учеников и богоугодно стал подвизаться в посте и воздержании» — писал Димитрий Ростовский . Первой постройкой скита на этой земле стала маленькая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца . Неподалёку от монастыря (примерно в 2 км) находится источник, из которого брал воду сам Тихон. Тихон отказался быть настоятелем , предпочитая до самой смерти оставаться простым рясофорным монахом . Он не принял священнического сана . Отказывался он и от духовного окормления монахов и мирян. Едва передвигавший ноги старец, жалея своих учеников и животных, сам впрягался в ярмо и пахал землю . «Нищета и труд — прямой путь к спасению », — говорил Тихон, и этот завет стал главным для обители на долгие годы. Тихон преставился 16 (29) июня 1503 года, в день своего ангела .
«Впоследствии времени, благодаря усердию верующих, на месте подвигов преподобного была устроена честная обитель, которая по благословению Божию существует и доныне» — писал Димитрий Ростовский . Изначально монастырь назывался Николаевским — во имя Николая Чудотворца . В начале XVI века Дмитрием Бельским , сыном Фёдора Бельского, была выстроена деревянная церковь Дмитрия Великомученика . Вскоре возле монастыря образовалась слободка , где жили в основном труженики, обслуживавшие монастырь . Прежнее название села Тимирязева – Подмонастырская слобода .
Согласно Димитрию Ростовскому, «Спустя много лет после кончины преподобного были открыты мощи его и стало совершаться от них много исцелений». Мощи преподобного были обретены нетленными при игумене Константине около 1566 года, и с этого времени начали праздновать его память . В 1570 году Тихон был канонизирован Русской церковью в лике преподобных . С этого времени монастырь стал называться Тихоновой пустынью. Когда основатель монастыря был прославлен и причислен к лику святых, князь Иван Бельский , сын Дмитрия Бельского, чьей вотчиной был город Лух с окрестностями, пожертвовал Тихоновой пустыни 36 деревень и починков . По смерти князя (1571 год), на помин его души из княжеских вотчин монастырю были приложены ещё деревни. Участие знатного рода князей Бельских в становлении монастыря способствовало росту его благосостояния. Пока князья были в силе, монастырь не терпел нужды .
К 1571 году в монастыре имелись две деревянные церкви — Николая Чудотворца и Дмитрия Великомученика, братские и настоятельские кельи . Собственность у монастыря появилась лишь в 70-х годах XVI века . В одной из грамот упоминается, что братии было более 50 человек. До конца XVI века в обители продолжалось установленное её основателями общежитие . Вся братия кормилась общими трудами, неся церковное, кухонное, лесное, пахотное, мельничное, рыболовное послушания . К концу XVI века слободка разрослась в большое торговое село .
В Смутное время игумен монастыря Иона Балахонец выступил с воззванием к жителям Луха и других городов, призывая всем сообща потрудиться для избавления православной веры. Имевшие опыт в ратных делах монастырские крестьяне присоединились к большому отряду лушан, выступивших на соединение с войском Минина и Пожарского . Монастырь выделил деньги на ополчение. Игумен Иона отслужил молебен .
В 1649 году было составлено Житие преподобного Тихона с описанием его 70-ти посмертных чудес . В Житии описание посмертных чудес превышает биографический текст более чем в три раза. При этом каждую из 44 главок, повествующих о посмертных чудесах преподобного, сопровождают подробные сведения об исцелённых .
В 1665 году от моровой язвы умер 21 схимонах . В 1668 году в слободе произошёл большой пожар , монастырские постройки также сгорели дотла . В сентябре 1678 года монастырь снова полностью сгорел. В скором времени игумен Прокл принимал в своей келье знатного посадского жителя Луха, «попова сына» Максима Федорова. Первая послепожарная каменная постройка, собор Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский собор) 1679 года, была осуществлена на его средства .
С последней четверти XVII до середины XVIII века на территории Николаевской Тихоновой пустыни не строилось ни одного нового здания . В период царствования Екатерины II шли приготовления к преобразованию всех монастырей. В 1764 году состоялось обнародование особых монастырских штатов. Тихонова пустынь была отнесена к третьему классу. Все монастырские владения полностью отошли в казну . Вместо них монастырям было положено содержание. Но, помимо этого, посадские люди , дворяне и крестьяне несли в монастырь приношения. Средства накапливались и монастырь благоустраивался .
Во второй половине XVIII века, после того, как монастырь получил самостоятельность, вновь начинается строительство . В 1765 году возводятся 183 сажени монастырской каменной ограды — с западной стороны с двуарочными Святыми вратами , а также части южного и северного участков с четырьмя башнями (две на её западных углах и две в центре боковых сторон) . В 1779 году освящён воздвигнутый архимандритом Порфирием Рачинским придельный храм во имя преподобного Тихона . В 1781—1784 годах над Святыми вратами сооружается храм Преображения Господня . В 1786—1787 годах строятся остальные монастырские стены, 110 саженей, а также угловые восточные башни и Водяные ворота . В 1787 году Тихонова пустынь перешла в ведомство Костромской епархии . В 1787—1789 годах к северу от храма Преображения с использованием монастырской ограды ставится каменное здание настоятельских келий, а с юга — каменная сторожка. В 1791 году в пустыни учреждается духовное училище для детей церковнослужителей . В 1792 году на некотором расстоянии от Воздвиженского собора, вдоль его северного фасада сооружаются каменные братские кельи с трапезной и кухней . В 1797 году они достраиваются .
С восшествием на престол императора Павла монастырям были дарованы земли и возвращены другие угодья. Тихоновой пустыни были возвращены мельница на реке Лух близ деревни Городка , рыбные ловли по Луху и Возополи, а также около 20 десятин земли рядом с монастырем. К концу XVIII века в пустыни были сосредоточены духовное правление, духовное училище и иноческое общежитие .
В XIX веке монастырь переживал расцвет . В 1808—1809 годах монастырь на свои средства построил у южной монастырской стены каменный корпус для духовного училища . В 1814 году училище было разделено на приходское и уездное . Действовали 4 класса. Они служили подготовительными для семинарии . В 1816 году в училище было 200 учеников , 5 учителей; в 1833—1835 году — 300 учеников . К тому времени придельные храмы обветшали. Управлявший монастырем казначей иеромонах Варнава начал постройку новых зданий. В 1833 году была закончена постройка приделов в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Николая Чудотворца . В 1832—1835 годах на западе от этих приделов, на месте шатровой колокольни и старых приделов собора тем же Варнавой строятся многоярусная каменная колокольня и трапезная . К 1836 году все здания в Тихоновой пустыни были каменными. В 1839 году чудовский иеромонах Тихон с другими вкладчиками соорудили новую металлическую чеканную раку для мощей преподобного Тихона . В 1847 году духовное училище было переведено в Кинешму . В 1876 году в Копытове, напротив монастыря, на другом берегу реки Луха, на месте первой кельи Тихона вместо прежней часовни архимандритом Сергием с братией была поставлена небольшая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Тихона с колокольней . Эти постройки не сохранились .
Смена власти в 1917 году прошла мирно. На 4-м съезде Совета депутатов Вичугского района П. И. Шишкин внёс предложение выйти с ходатайством во ВЦИК о закрытии Тихонова монастыря. В начале 1920-х годов монастырь как церковное учреждение был закрыт, иноки изгнаны. В 1929 году в зданиях монастыря были организованы машинно-тракторная станция , начальная школа и жилье для рабочих и учителей. В 1931 году были уничтожены иконостас , рака преподобного Тихона и древнее монастырское кладбище, мощи преподобного были утрачены, монастырская утварь разграблена. В начале 1930-х годов Подмонастырская слобода была переименована в село Тимирязево. В 1936 года в связи с антирелигиозной кампанией были сняты кресты, часть колоколов, разрушена большая часть глав .
Считается, что начало восстановления монастыря было ознаменовано чудом. В 1991 году на стене мастерской МТС, находившейся в Крестовоздвиженском храме, со стены облетела многослойная краска, и проявился лик преподобного Сергия Радонежского . Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий послал представителя епархии убедиться в проявлении лика и осмотреть монастырь. По мнению священника , приехавшего в обитель, произошедшее было явным знамением того, что монастырь надо восстанавливать .
16 июля 1995 года Священный Синод Русской православной церкви под председательством патриарха Алексия II удовлетворил ходатайство архиепископа Амвросия о благословении открытия Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. Наместником монастыря был назначен иеромонах Агафон (Чесноков). За время своего управления монастырем иеромонах, впоследствии игумен Агафон восстановил его из руин. Были восстановлены и вновь построены трапезная, братские корпуса, четыре часовни. 5 марта 2011 года игумен Агафон принял пострижение в великую схиму с сохранением имени. В связи с постригом схиигумен Агафон был освобождён от послушания наместника обители . Он был переведён в Саранскую епархию .
4 октября 2012 года на заседании Священного Синода настоятелем назначен епископ Кинешемский и Палехский Иларион (Кайгородцев) .
Святыни
Главной святыней монастыря является чудотворная икона преподобного Тихона, известная также под названием Неизрубаемая . В 1931 году большое количество икон, хранившихся в монастыре, было уничтожено — изрублено топорами. Согласно преданию, когда один из безбожников попытался разрубить икону святого Тихона, топор отскакивал от образа и не мог повредить его. Безбожник бросил икону и в ужасе бежал. Верующие тайно хранили чудотворную икону и позднее, после окончании гонений на Церковь, вернули её в монастырь.
Одна из наиболее почитаемых икон монастыря — Державная икона Божией Матери ( список ). С ней организуются многодневные крестные ходы .
Архитектура
К настоящему времени не сохранились две башни в середине южной и северной ограды. Все сооружения кирпичные , побелённые.
Прямоугольная в плане территория монастыря обнесена каменной оградой с угловыми башнями. В продольных сторонах ограды расположены ворота. В середине западной, обращённой к дороге — главные, Святые врата, с надвратным храмом Преображения под высокой «дутой» четырехскатной кровлей . Храм композиционно перекликается с угловой северо-западной башней-часовней. С севера к храму примыкает длинный настоятельский корпус, поставленный в одну линию с оградой, что подчеркивает главенствующую роль западного фасада монастыря. В восточной стене, обращённой к реке, находятся меньшие Водяные ворота с башней-часовней. В общей пространственной композиции монастыря доминирует кубический объём стоящего посреди территории пятиглавого Воздвиженского собора с высокой колокольней. К северу от собора, параллельно ему, расположен протяжённый корпус братских келий. К северо-западу от последнего — дом священника. На южной границе территории монастыря стоит одноэтажное здание духовного училища.
Значительный архитектурный комплекс включает сооружения разных периодов развития русской архитектуры , в том числе собор Воздвижения — один из древнейших памятников храмового зодчества костромской школы в Ивановской области, а также редкие сохранившиеся примеры монастырского строительства второй половины XVIII — первой трети XIX века.
Состав архитектурного комплекса:
- Крестовоздвиженский собор (1679; древнерусская архитектура , классицизм ) — храм с трапезной и колокольней (1832—1835). Складывался на протяжении полутора столетий. Самая ранняя его часть — двустолпный храм 1679 года, выдержанный в несколько архаизированных формах, что выражено в преобладании глухого и гладкого массива стены, в трактовке фасадов, простоте их членений и сдержанности декора . Высокий кубообразный двусветный четверик под четырехскатной кровлей несёт пять крупных цилиндрических барабанов , по сторонам света прорезанных узкими щелевидными проёмами. Храм имеет луковичные главы . Имеются три сильно пониженные, вытянутые в плане апсиды , одновременные основному объёму и равные ему по ширине. В 1832—1835 годах построены трапезная и колокольня. Выполнены в стиле классицизма. Немного более широкая, чем храм, низкая трапезная со скругленными углами увенчана в центре большим полусферическим куполом . Через притвор к ней примыкает пятиярусная колокольня, доминирующая в композиции храма. По сторонам колокольни в XX веке сделаны пристройки, не сохранились.
- Надвратный храм Преображения (1765, 1781—1784; древнерусские формы в памятниках XVIII—XIX веков, барокко ). В 1765 году возводятся двуарочные Святые врата. В 1781—1784 годах над Святыми вратами сооружается храм Преображения. Редкий в восточной части Ивановской области пример надвратной церкви. В облике храма соединились формы архитектуры второй половины XVII века и отдельные барочные элементы декора. Массивный двухэтажный четверик прорезан внизу двумя арками ворот разной ширины и завершён выпуклой четырехгранной кровлей с широкой полицей в основании миниатюрной главки.
- Угловая башня-часовня (последняя четверть XVIII века; классицизм, барокко). Находится в северо-западном углу ограды. Редкий в Ивановской области пример сооружений своего типа последней четверти XVIII века. Играет важную роль в пространственной композиции монастыря — закрепляет северный угол главной (с запада) панорамы комплекса. Выдержана в классицистических формах, кровля — барочного типа. В XX веке при приспособлении здания под жильё высокий второй этаж был разделён на два этажа, в стенах пробито два яруса небольших окон. Квадратный в плане компактный двухэтажный объём завершён высокой, круто изогнутой четырёхгранной кровлей со шпилем и крестом.
- Водяные ворота с башней-часовней (1786—1787; классицизм, барокко). Пример редкого в области типа сооружений последней четверти XVIII века. Прямоугольный двухъярусный башнеобразный объём с крупным арочным проездом в нижнем уровне и часовней в верхнем завершён четырехскатной выпуклой барочной кровлей и шпилем.
- Настоятельский корпус (1787—1789; классицизм).
- Братские кельи (1792, 1797; барокко). Утрачен второй деревянный этаж.
- Дом священника (первая треть XIX века; классицизм)
- Духовное училище (1808—1809; классицизм)
- Ограда с угловыми башнями (1786—1787; классицизм). Стены и малые угловые башни образуют собой прямоугольное в плане ограждение монастыря. Толщина стен — 2,5 кирпича, высота до 3 м. Первоначальные завершения утрачены .
-
Дом архимандрита и надвратный храм Преображения
-
Угловая башня-часовня
-
Надвратная башня-часовня
-
Колокольня
-
Современный иконостас собора
Настоятели
- Константин (XVI век), игумен
- Иона Балахонец (XVII век), игумен
- Прокл (XVII век), игумен
- Парфений (Нарольский) (1802), строитель
- Платон (Агриколянский) (27 февраля 1827 — 1829), игумен
- Никодим (Лебедев) (май — 12 октября 1829), игумен
- Агафон (Чесноков) (1995 — 27 июля 2011), схиигумен
- Иларион (Кайгородцев) , епископ Кинешемский и Палехский (с 4 октября 2012)
Социальное служение
С 2004 года при Николо-Тихонове монастыре действует детский приют — подразделение Фонда святого Тихона Луховского. В приюте проживают социальные сироты . Воспитанники находятся под опекой одного из насельников монастыря.
Также при монастыре действует кадетское подразделение , в которое входят как воспитанники приюта, так и дети из благополучных семей. Дети проходят начальную военную подготовку, занятия рукопашным боем , выезжают в летние лагеря . Учатся в Тимирязевской средней школе .
Примечания
- . patriarchia.ru. Официальный сайт Московского патриархата. 28 июня 2018 года.
- ↑ от 12 июля 2019 на Wayback Machine . Монастырский вестник — Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ.
- Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области № 70 от 18.06.2009.
- ↑ от 30 марта 2018 на Wayback Machine . Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Электронный каталог. Государственный институт искусствознания .
- ↑ Громова Г. . www.plyos.org. Дата обращения: 19 сентября 2015. 5 августа 2016 года.
- ↑ Кузьмина, Мария . от 11 июля 2019 на Wayback Machine . 29 июня 2018 г. Православие.Ru .
- ↑ от 11 июля 2019 на Wayback Machine . Православный Церковный календарь. Православие.Ru .
- от 12 июля 2019 на Wayback Machine . Монастырский вестник — Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ.
- от 19 июля 2019 на Wayback Machine . Костромская митрополия .
- ↑ Димитрий Ростовский . // Димитрий Ростовский . Жития святых.
- ↑ от 19 июля 2019 на Wayback Machine . Администрация Лухского муниципального района.
- ↑ Дмитрий Сазонов, прот. [29 июня 2017. Память преподобного Тихона Луховского]. Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. 29.06.2017.
- Журнал № 95 п. 7 заседания Святейшего Синода от 27 июля 2011 г.
- . kp-eparhya.blogspot.ru. Дата обращения: 20 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
- от 29 декабря 2019 на Wayback Machine Кинешемская епархия. 12.10.2012.
- . social.miloserdie.ru. База данных по социальному служению Русской Православной Церкви. 18 июля 2019 года.
Литература
- Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. — СПб. : тип. В. Безобразова и К°, 1892. — Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — № 895;
- Илинский П. А. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии : История. — Кострома, 1898;
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908. — С. 329, № 347;
- ИАК. — 1909. — Вып. 31. — С. 282—283;
- Церкви Костромской епархии. — 1909. — С. 218—220, № 772;
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России : Ивановская область, ч. 2. — М., 2000. — С. 663—671.
Ссылки
- от 10 июля 2019 на Wayback Machine .
- от 12 июля 2019 на Wayback Machine
- 2021-09-16
- 2