Interested Article - Афанасий (Малинин)

Архиепископ Афанасий (в миру Александр Антонович Малинин ; 6 (18) марта 1884 , село Климентовский Погост, Спасский уезд , Рязанская губерния 27 мая 1939 , Архангельск ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Саратовский и Петровский . Духовный писатель.

Биография

Родился 6 марта 1884 года в селе Климентовский Погост Шатрищенской волости Спасского уезда Рязанской губернии (ныне урочище в Спасском районе Рязанской области между деревнями Чевкино и Никитино ).

В 1898 году окончил . В 1904 году окончил Пермскую духовную семинарию , а в 1908 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за работу «Моральные идеалы русской современности в отношении к вечным идеалам христианской морали» и званием магистранта.

По окончании академии был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата сроком на один год при кафедре русского и церковно-славянского языка с палеографией и истории русской литературы, а затем был командирован на два года в Санкт-Петербург для научных занятий в университете, Археологическом институте и других научных учреждениях города.

21 октября 1909 года архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Афанасий, а 25 октября рукоположён во иеродиакона , 28 октября — во иеромонаха .

Определением Совета Академии от 28 мая 1910 года избран преподавателем по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики . 16 августа того же года утверждён исполняющим должность доцента . Находясь на данной кафедре, он прочитал студентам III курса по введении в науку полный курс так называемой «Пастырской аскетики». Под его непосредственным руководством в академии функционировал проповеднический кружок, состоявший из студентов.

1 апреля 1913 года награждён наперсным крестом, от Святейшего синода выдаваемым .

Указом от 27 июля 1913 года и. о. доцента иеромонах Афанасий был переведён с занимаемой им кафедры пастырского богословия на кафедру церковно-славянского и русского языка с палеографией.

18 апреля 1916 года назначен настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря города Казани с возведением в сан архимандрита и оставлением на службе при духовной академии .

После прихода к власти большевиков продолжал преподавать в академии, перешедшей на полулегальное положение. В отличие от значительной части духовенства, не пытался в начале сентября 1918 года уйти из Казани с отступавшими чехами и Народной армией КОМУЧа .

Постановлением патриарха Тихона и Священного синода 21 февраля (6 марта) 1918 года был уволен, согласно прошению по болезни, от должности настоятеля Предтеченского монастыря.

20 ноября 1920 года по указу митрополита Казанского и Свияжского Кирилла, который не мог из-за запрещения советских органов прибыть в Казань , епископы Анатолий (Грисюк) и Иоасаф (Удалов) рукоположили архимандрита Афанасия во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии .

В 1922 году признал обновленческое . В то же время в Казани было организовано временное епархиальное управление, в состав которого вошёл и епископ Афанасий.

С 12 января 1923 года он являлся председателем епархиальной предсоборной комиссии, готовившей предложения к предполагавшемуся обновленческому Поместному собору. В апреле — мае 1923 года был участником «Второго обновленческого поместного собора» (первого обновленческого) .

Разочаровался в обновленчестве. 5 мая 1923 года ушёл на покой, а летом того же года принёс покаяние патриарху Тихону .

3 ( 16 ) сентября 1923 года назначен епископом Спасским, викарием Казанской епархии

В апреле 1926 года вторично назначен епископом Чебоксарским , викарием Казанской епархии.

24 апреля 1929 года возведён в сан архиепископа .

В мае 1929 года отказался подписать письмо митрополита Кирилла.

7 мая 1930 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским .

23 марта 1933 года назначен архиепископом Ташкентским и Средне-Азиатским . Пробыл в Ташкенте несколько месяцев, убедил митрополита Арсения (Стадницкого) возглавить Ташкентскую кафедру вместо него. По другим данным, не выезжал в Ташкент вовсе.

24 августа того же года назначен архиепископом Саратовским .

30 сентября 1935 года уволен на покой.

Арестован и сослан, скончался 27 мая 1939 в ссылке . Похоронен на Ильинском кладбище Архангельска .

Сочинения

  • Основной принцип православного пастырства по учению преп. Иоанна Лествичника, изложенному в его «Слове к пастырю», научающему, каков должен быть наставник словесных овец". (Опыт приложения начал аскетики к Пастырскому богословию). // Православный собеседник 1910, декабрь. — С. 679—720. (Казань, 1910).
  • Слово на святое Богоявление // Православный собеседник" 1912, январь. — С. 86-94.
  • Слово на день церковного празднования столетней годовщины Отечественной войны 1812 года. « Православный Собеседник » 1912, ноябрь. — С. 607—616.
  • Слово в Великий Четверток. // Православный собеседник 1913, май. — С. 797—806.
  • Биографическая заметка: «Епископ Палладий проповеди». Вып. 2-й, Пермь, 1912 год. // Православный собеседник 1913, май. — С. 859—861.
  • «Типик святителя Варсонофия Казанского чудотворца, памятник литургический и лингвистический». (К истории рукописного церковного устава на Руси в XVI веке). // Православный собеседник 1914, январь-август.
  • Слово в день празднования 1600-летней годовщины Миланского эдикта (313—1913). // Православный собеседник 1913, сентябрь. — С. 8-18.
  • «Моральные идеалы русской современности в отношении к вечным идеалам христианской морали». «Православный собеседник» 1915, октябрь. — С. 168.

При исполнении обязанностей доцента Казанской духовной академии иеромонах Афанасий написал целый ряд отзывов на кандидатские сочинения студентов.

  • Отзыв о сочинении студента Ивана Веселовского на тему: «Пастырство по учению св. Апостола Павла в его пастырских посланиях». // Православный собеседник 1914, апрель. — С. 226.
  • Отзыв о сочинении студента Воскресенского Александра на тему: «Два рукописных Евангелия, хранящихся в Благовещенском кафедральном соборе г. Казани». (Историко-палеографическое и лингвистическое исследование). // Православный собеседник 1915, февраль. — С. 108—110.
  • Отзыв о сочинении священника Знаменского Владимира на тему: «Св. Василий Великий, как пастырь и пастыреучитель». // Православный собеседник 1915, февраль. — С. 116—118.
  • Отзыв о сочинении студента Попова Сергея на тему: «Первое путешествие Господа из Капернаума на Галилее, Его учение в синагогах Галилейских и чудотворения». // Православный собеседник 1915, март. — С. 214—215.
  • Отзыв о сочинении студента Флоринского Димитрия на тему: «Современные задачи пастыря Церкви в звании законоучителя». // Православный собеседник 1915, май. — С. 293—295.
  • Отзыв о сочинении студента Балтинского Ивана на тему: «Пастырский идеал святого Григория Богослова». // Православный собеседник 1916, февраль-март-апрель. — С. 51 отчет.
  • Отзыв о сочинении студента о. иеродиакона Нила Жукова на тему: «Аскетика преподобного Нила Синайского». // Православный собеседник 1916, май-июнь. — С. 131.
  • Отзыв о сочинении студента Игнатьева Василия на тему: «Древнейшие рукописные Евангелия Соловецкой библиотеки при Казанской духовной академии, с палеографической и церковно-археологической стороны». // Православный собеседник 1916, май-июнь. — С. 168—169.
  • Отзыв о сочинении студента Образцова Петра на тему: «Значение аскетического начала в пастырской практике». // Православный собеседник 1916, июль-август. — С. 278—279.

Примечания

  1. Лавринов Валерий, протоиерей . Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М., 2016. — (Материалы по истории Церкви. Кн. 54). — С. 126.
  2. . Дата обращения: 22 декабря 2017. 10 января 2018 года.
  3. Лавринов Валерий, протоиерей . Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М., 2016. — (Материалы по истории Церкви. Кн. 54). — С. 127.
  4. от 5 марта 2016 на Wayback Machine : <…>
    8. Епископ Афанасий Чебоксарский — епископ Спасский, викарий Казанской епархии — 3.09

Ссылки

Источник —

Same as Афанасий (Малинин)