Interested Article - Михаил (Воскресенский)

Архиепископ Михаи́л (в миру Михаи́л Дми́триевич Воскресе́нский ; 27 декабря 1897 , село Николаевка , Путивльский уезд , Курская губерния 21 октября 1976 , Москва ) — архиерей Русской православной церкви , архиепископ Казанский и Марийский .

Биография

Выходец из старинного священнического рода: его отец, дед, прадед служили в Курской епархии . Отец — священник Дмитрий Григорьевич Воскресенский , после кончины жены принял монашество с именем Дамиан и в 1918 году был хиротонисан во епископа. Расстрелян в 1937 году .

Окончил , Смоленскую духовную семинарию , где его отец был ректором.

В 1915 1916 годы учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета .

В сентябре 1916 — декабре 1917 года — на военной службе в русской армии.

В 1918 1919 годы обучался Киевском университете .

В июне 1919 — сентябре 1922 года служил в Красной армии.

С 1923 года работал в Средней Азии , с 1926 — в Москве .

Участник Великой Отечественной войны , с июля 1941 по 20 мая 1946 года в звании капитана интендантской службы воевал в рядах Красной армии в должности помощника начальника фронтового госпиталя №1853 по строевой службе (Третий Прибалтийский фронт). В октябре 1944 г. был награжден орденом Красной Звезды.

По воспоминаниям митрополита Питирима (Нечаева) , «поражало в нём сочетание выправки офицера и глубокой мягкости души, высокой внутренней культуры. Уже тогда это был необычайный человек. Он был монахом прежде монашества, он был священником прежде священства. Он прекрасно знал православное богословие, русскую духовную литературу, у него была превосходная библиотека».

24 ноября 1946 года епископом Макарием (Даевым) рукоположён во священника к Богородице-Рождественской церкви города Москвы.

С 30 декабря 1948 года — священник Антиохийского подворья в Москве (служить начал 3 января 1949 года).

21 ноября 1953 года пострижен в монашество с именем Михаил (в честь Архистратига Михаила ; его мирское имя было дано в честь Преподобного ).

1 декабря того же года в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавре состоялось наречение его во епископа.

4 декабря он был хиротонисан во епископа Чкаловского и Бузулукского . Хиротонию совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и епископ Костромской и Галичский Иоанн (Разумов) .

С 7 декабря 1957 года титуловался «Оренбургский и Бузулукский».

В 1958 году вошёл в число 15 архиереев, которые были «допущены» к встрече иностранных гостей, приглашённых в Москву на празднование 40-летия восстановления Патриаршества.

22 февраля 1959 года участвовал в состоявшемся в Москве торжестве по случаю 250-летия постройки храма Архангела Гавриила и 10-летия возобновления деятельности Антиохийского подворья .

15 марта 1959 года освятил новый иконостас в кафедральном Никольском соборе города Оренбурга , выполненный по проекту самого епископа в стиле позднего ампира .

В 1959 1960 года — временно управляющий Челябинской епархией.

31 мая 1960 года освобождён от управления Оренбургской епархией «согласно его прошения». С июня 1960 года — временно управляющий Казанской епархией (в связи с арестом архиепископа Иова (Кресовича) ).

С 23 ноября 1960 года — епископ Казанский и Марийский.

С июня 1961 — временно управляющий Ижевской епархией .

Подписал письмо, составленное архиепископом Ермогеном (Голубевым) , в котором содержалось предложение пересмотреть Положение об Управлении Русской Православной Церкви, принятое в 1961 году под давлением светских властей.

25 февраля 1963 года возведён в сан архиепископа .

С 7 октября 1967 — архиепископ Уфимский и Стерлитамакский .

С 23 октября 1967 года — вновь архиепископ Казанский и Марийский, временно управляющий Ижевской епархией .

Не допустил закрытия ни одного храма Казанской епархии. Много внимания уделял украшению приходских храмов, собрал большую коллекцию церковных орнаментов, которые использовал при сооружении, восстановлении или ремонте храмов. Заботился о сохранении церковных традиций и уставного характера богослужений.

25 июля 1975 года уволен на покой, жил в Москве.

Уполномоченный Совета по делам религий отзывался о нём: «Знает русскую литературу дооктябрьского периода. Из послеоктябрьского периода предпочитает произведения авторов упаднической, декадентской литературы, авторов произведений социалистического реализма не любит. Свободное время посвящает обработке материала на тему «Религиозные мотивы в русской поэзии», рукопись в объеме 300 листов передана в дар патриарху Алексию. По мировоззрению мистик и идеалист, суеверен. Знает произведения идеалистической философии прошлого, в том числе русских философов-идеалистов» .

Отличался открытым, общительным, жизнерадостным характером и остроумием. За праведную жизнь его уважали как христиане, так и мусульмане. Был знатоком русской поэзии, автор большой работы «Духовная тема в русской поэзии». В « Журнале Московской Патриархии » публиковались его проповеди (некоторые из них вошли в машинописный сборник «На служении слова»). Был нестяжателен, умер в бедности.

Отпевание совершено архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) . Погребён на Пятницком кладбище в Москве по правую сторону алтаря храма Живоначальной Троицы. Под одним памятником с ним погребён архиепископ Борис (Соколов) .

Публикации

  • Речь при наречении во епископа Чкаловского и Бузулукского // Журнал Московской Патриархии. 1954. — № 1. — С. 24-25.
  • Пребывание в СССР делегации Финляндской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1957. — № 8. — С. 25-32.
  • «На служении слова». (Сборник проповедей) // Чкалов, 1956 г. (машинопись).
  • «Мысли на праздник Заступницы Усердной» (Казанская Матерь Божия) // Журнал Московской Патриархии. 1958. — № 11. — С. 37-38.
  • Слово на вечерне в прощенное воскресенье // Журнал Московской Патриархии. 1962. — № 2. — С. 19-20.
  • Поучение на праздник Входа Господня в Иерусалим // Журнал Московской Патриархии. 1967. — № 4. — С. 24.
  • Поучение в неделю 2-ю Великого Поста // Журнал Московской Патриархии. 1968. — № 3. — С. 24-25.
  • Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. 1968. — № 10. — С. 22-23.
  • В неделю 13-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. 1969. — № 10. — С. 31-32.
  • В неделю сыропустную // Журнал Московской Патриархии. 1970. — № 2. — С. 54.
  • Поучение в неделю вторую Великого Поста // Журнал Московской Патриархии. 1971. — № 3. — С. 27-28.
  • В неделю Крестопоклонную // Журнал Московской Патриархии. 1972. — № 4. — С. 35.
  • Поучение в неделю святых отцов // Журнал Московской Патриархии. 1972. — № 12. — С. 36.
  • В неделю 6-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. 1973. — № 7. — С. 36.
  • Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице // Журнал Московской Патриархии. 1973. — № 10. — С. 37.
  • Поучение в субботу недели сыропустной // Журнал Московской Патриархии. 1977. — № 2. — С. 34.
  • В неделю сыропустную // Журнал Московской Патриархии. 1977. — № 2. — С. 34.
  • В неделю Крестопоклонную // Журнал Московской Патриархии. 1977. — № 3. — С. 28.
  • «О любви» (Поучение в Неделю 25-ю по Пятидесятнице) // Журнал Московской Патриархии.1977. — № 10. — С. 30.
  • «Плод веры» // Журнал Московской Патриархии. 1980. — № 11. — С. 31.

Примечания

  1. (недоступная ссылка) // ЖМП, № 5 1954
  2. Торжество в Антиохийском подворье в Москве // Журнал Московской патриархии. 1959, № 4. С. 68-69
  3. Освящение иконостаса // Журнал Московской патриархии. 1959, № 5. С. 9
  4. . Дата обращения: 13 января 2021. 13 августа 2020 года.

Литература

  • Анастасий (Меткин) иг., Павлов С. Архиепископ Михаил (Воскресенский), бывший Казанский и Марийский // Журнал Московской Патриархии. 1977. — № 2. — С. 22-24.

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
Источник —

Same as Михаил (Воскресенский)